Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Питер, который всегда с тобой

В Большом зале Музея нонконформистского искусства (Арт-центр «Пушкинская 10») до 20 апреля открыта выставка ВИКа «Даты без цифр».

Настоящее имя художника — Вячеслав Забелин, но знают его в основном под творческим псевдонимом. ВИК — один из создателей Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) и группы «Алипий» (названной в честь архимандрита Алипия (Воронова), настоятеля Псково-Печерского монастыря в 1960 — 70-х годах). Кроме того, художник — член международного Товарищества «Свободная культура», Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA) и Ассоциации русских художников Парижа; его работы — во многих отечественных и зарубежных музеях.

Река Нева.

То, что ВИК — гражданин мира, заметно сразу: на выставке много работ с видами Испании (особенно Барселоны) и Италии (особенно Венеции). Но больше всего на выставке Петербурга, причем колорит везде — яркий и радостный. Река Нева в представлении художника — загадочная дама в огромной шляпе, а небо на картине «Даты Петербурга» не серое, как мы привыкли, и даже не голубое, а оранжевое. «Не считаю, что Петербург — это непременно черный и серый цвета, — говорит художник. — У меня был период, когда я все работы, вне зависимости от тематики, называл «Праздник». В этом, безусловно, — дань христианской традиции, где каждый день чему-то посвящен, и любое событие, даже с житейской точки зрения печальное, называется праздником. ВИК видит Петербург как место, где можно выйти из привычного пространства («Портал»), близка ему и «достоевская» мысль о двойничестве, которую он решает скорее иронично — Достоевский держит в руке пасхальное яйцо, за его спиной еще один Достоевский, но с топором, и все это на фоне Владимирского собора: «Широк человек, я бы сузил…» Владимирская площадь для ВИКа — место особое, что-то вроде средоточия Петербурга. Одноименному с площадью рынку посвящена целая серия «Формула Владимирского рынка»: здесь и строения, и колоритные фигуры торговцев, и снедь, и ангелы… «Серия называлась первоначально «Владимирский косморынок», — объясняет художник. — Но получилось, что на этой выставке много работ, в названии которых присутствует слово «формула», поэтому я название немного изменил». Многочисленные «формулы» ВИКа — не скучные и не непонятные: каждый может вложить в них свой смысл. То же и с датами: путешествуя по родному городу или по другим городам и весям, мы видим пейзажи и строения, изображенные художником, и даты проставляем сами.

↑ Наверх