Плаваем на честном слове?
Около четверти владельцев прогулочных катеров не дружат с законом
Лето — горячая пора не только для водных «извозчиков», катающих туристов, но и для сотрудников транспортной полиции. Вот уже третий месяц в Петербурге проходит операция «Причал», цель которой — выявить коммерсантов, не утруждающих себя оформлением бизнес-лицензии.
Полиция не дает нелегалам чувствовать себя вольготно на невских просторах.
Если раньше о полицейских рейдах на транспорте приходилось слышать только в новостях, то на днях пришлось столкнуться с этим самому. Август радует солнечными деньками, и грех не прокатиться на катере веселой компанией. Взяли с собой пару фотокамер и хорошее настроение, которое, впрочем, чуть было не испортилось: с владельцем катера удалось договориться насчет прогулки не сразу. Больше часа пришлось искать свободного судоводителя, хотя предложений прокатиться с ветерком по Неве в Интернете достаточно. У одного бизнесмена внезапно сломалось судно, другой несколько раз переносил место встречи из-за проблем со свободной пристанью. Побывали и на набережной Фонтанки у Аничкова моста, где сгрудились катера, и на Крестовском острове, где бизнес по речному извозу поставлен на широкую ногу. И нигде не подвернулось свободного уютного катера на компанию из четырех человек с бюджетом пять тысяч рублей на часовой марафон по водной глади. Такие цены сейчас диктует питерский рынок.
Катер, на котором мы отправились в долгожданное плавание, обошелся владельцу, по его признанию, примерно в миллион рублей. Выходит, что за двести часовых круизов, по пять тысяч каждый, можно вернуть эту сумму. Если, конечно, «забыть» о расходах на бензин, налоговых выплатах и всяких издержках на техническую амортизацию и «сопутствующие товары» вроде спасательных жилетов. Таковые, новенькие, словно только что с прилавка, нашлись для всех четверых. Учитывая, что половина круизеров умела самостоятельно плавать лишь как топор, это было актуально.
Помчались по Неве вдоль живописных видов с непременной фотосессией на фоне Эрмитажа, «Авроры», Петропавловки... Шутки, музыка, смех и невозмутимый, как море в штиль, судоводитель. Красота! По ходу дела — а кому и отдыха — капитан поделился некоторыми премудростями по безопасному «утюжению» Невы, Фонтанки и прочей привлекательной для туристов акватории. К примеру, всегда следует пропускать вперед под аркой моста встречные суда, если они идут по течению. Такие традиции сложились издавна, еще во времена парусного флота. Другая особенность водного Петербурга — причалы. Где угодно не «припаркуешься», коммерсанты арендуют выгодные местечки на набережной у города, и желающие бросить тут якорь вынуждены изрядно раскошелиться. С другой стороны, частным судам не разрешается причаливать к остановочным площадкам аквабусов. Так что неграмотному судоводителю на питерских реках и каналах делать нечего, везде свои правила.
К некоторым пристаням можно пришвартоваться надолго...
И не успели мы сойти на берег, как к нашему катеру нагрянула транспортная полиция с требованием предъявить лицензию, разрешающую катать пассажиров. Таковой у судоводителя не оказалось, и теперь ему грозит штраф на сумму до двух с половиной тысяч рублей. Однако, как подчеркивают в транспортной полиции, дело здесь не в «символическом» для такого бизнеса штрафе, а в том, что катер отправляется на штрафную стоянку, где может находиться до трех месяцев. А между тем заканчиваются теплые деньки — и улетучивается надежда на прибыль.
Кстати, только в июне и июле полицейскими было проведено 28 рейдов по проверке законности бизнеса на маломерных судах. Операцией «Причал» были охвачены более 50 владельцев маломерных судов, и около четверти из них нарушали установленные государством правила. Однако на каждом причале полицейского не поставишь, и каковы истинные размеры теневой «акваэкономики», остается только гадать.
Фото предоставлены пресс-службой Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу