Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Плохой хороший человек

Валерий Фокин на Большой сцене Александринки 21 и 23 февраля выпускает вторую редакцию собственного спектакля «Живой труп» 2007 года. Нынешняя версия будет называться «Третий выбор», и роль грешника-мученика Федора Протасова, которую в кино и на сцене играли лучшие артисты своего времени — Иван Москвин, Михаил Царев, Николай Симонов, Леонид Марков, Алексей Баталов, у Фокина сыграет Петр Семак. Артист МДТ — Театра Европы, по слухам, буквально на днях собирается перейти в труппу Александрин­ского театра

Судя по тому, что состав исполнителей изменился на 80 процентов, даже театралам, отлично помнящим прежнюю постановку по пьесе Льва Толстого, будет на что посмотреть и что «посравнить», пользуясь грибоедовским словечком. Машу, которая у Фокина была вовсе не цыганкой, чьи песни доводили до совершенного восторга толстовского Федора Протасова — беглеца от жены и фальшивого общества, — а обыкновенной девушкой с добрым сердцем, беззаветно любящим героя, сыграет юная Олеся Соколова. Тогда как Юлия Марченко, прежде бывшая Машей, теперь выйдет к публике женой Протасова Лизой — раньше Марина Игнатова играла ее едва ли не более искусственной, чем остальное светское общество. Но самое главное, по словам самого Фокина, — то, что роль Федора Протасова сыграет народный артист России Петр Семак, ведущий актер театра Додина. 

Декорации к спектаклю «Третий выбор».

В спектаклях МДТ — Театра Европы «Король Лир» (Лир), «Братья и сестры» (Пряслин), «Дядя Ваня» (доктор Астров) Семак демонстрирует открытый темперамент и эмоциональную мощь. Исключением выглядит Ставрогин в «Бесах» — человек, идеально умеющий держать форму, за которой — безверие и пустота, обеспечивающие герою ад на земле. В предыдущем премьерном спектакле Валерия Фокина — «Воспоминания будущего» — Семак сыграл Арбенина, еще одного героя, безупречно держащего форму, но форма эта по ходу действия обнаруживает колоссальные внутренние переживания, которые так и не выплескиваются наружу. Страдания этого исполинского Арбенина грандиозны, как и он сам, так что диалог героя с обществом исключен, только напрямую с Создателем. Федор Протасов, каким его задумал Валерий Фокин,  наоборот, подчеркнуто негероичен. При том что основное действие происходит наверху лестницы с ажурными перилами (художник Александр Боровский), на высоте метров трех над сценой, беглец Протасов обитает в клетке под лестницей, так что общество в прямом и фигуральном смысле взирает на него свысока. Между тем Фокину чрезвычайно важно представить решение Протасова об уходе не как результат пьяного угара и новой влюбленности, а как волевое, сознательное решение тихого, скромного, негероического персонажа, способного испытывать чувство неловкости от окружающей его тотальной фальши. И именно этот непафосный, выстраданный шаг — уход не от жены, а от лжи — важен режиссеру более всего. Артист Петр Семак, впрочем, тоже уверяет, что ему чрезвычайно интересно сыграть Протасова, который стыдится своей несуразности и того, что не смог ни бороться с тотальной фальшью, ни застрелиться. Сделал тот самый третий выбор, что вынесен в название спектакля.   

↑ Наверх