Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Площадь Мужества не годится для памятника

Эксперты призывают повременить с идеей мемориала в «аморфном пространстве с хаотичной застройкой»

10 февраля в комитете по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга прошло заседание рабочей группы по вопросам монументально-декоративного, художественного и информационно-рекламного оформления, комплексного благоустройства городской среды. Первым вопросом было обсуждение проектов памятника, посвященного «Славе, мужеству, героизму и стойкости Ленинградцев, отстоявших наш город» (скульпторы С. А. Терентьева, К. П. Терентьева, архитектор Н. А. Соколова; скульптор Е. Н. Ротанов). Местом установки памятника планируется сквер Блокадников (пр. М. Тореза / Политехническая ул.).

Не сосредотачиваясь на художественных достоинствах предъявленных работ, члены рабочей группы высказались против самой идеи установки мемориала на площади Мужества. Площадь Мужества — входные ворота на проспект Непокоренных, ведущий к Пискаревскому мемориалу. Это северный въезд в город, южный — со Средней рогатки, с Пулковских высот. По замыслу авторов, создававших площадь Мужества и площадь Победы, всё в Ленинграде должно было напоминать о величии и подвиге горожан и защитников города — буквально на пороге мегаполиса. На площади Победы в 1975 году установили Монумент героическим защитникам Ленинграда. Отметим, что конкурс на этот памятник к 30-летию Победы был объявлен еще в 1963 году: речь шла о монументе, играющем важную градообразующую роль, о центре архитектурного ансамбля, оформляющего парадный въезд в город со стороны Пулковских высот, также являющихся символом непобедимости Ленинграда.

Площадь Мужества — бывшая Муринская: да, она была так названа в 1965 году, в привязке к Большой Спасской улице, переименованной в 1964 году в проспект Непокоренных. За пятьдесят последних лет площадь превратилась в сугубо транспортную территорию: место разъезда автомобилей, автобусов, трамваев. Ничто там не напоминает даже о подвиге метрополитеновцев по ликвидации размыва, произошедшего в апреле 1974 года. Станция метро «Площадь Мужества» зажата между торговлей уровня подмосковных пригородных станций. Да, это реалии 2015 года, и какой здесь теперь может быть мемориал? О чем и ломались копья 10 февраля на заседании рабочей группы, в городском обиходе именуемой «худсекцией». Ее эксперты — своего рода дон-кихоты, сопротивляющиеся захламлению города дарами меценатов.

Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Иван Уралов, главный художник города в 1994 — 2004 годы, отметил, что ныне площадь Мужества представляет собой «аморфное пространство с хаотичной застройкой» и там не место мемориалу. Скульптор Борис Петров, автор строящейся в Красном Селе Арки Победы, также заявил, что любой проект «пропадет в этой среде: в таком суетливом, неоформленном месте».

Один авторский коллектив сообщил, что предлагалось и другое место: в том же Выборгском районе, где-то на Новолитовской или Кантемировском, где было свободное пятно, — в общем, это был уже не уровень обсуждения входных ворот в Петербург. Задавшись вопросом, что в целом означает мнение худсекции во времена диктата спонсоров, ее члены порекомендовали повременить с памятником на площади Мужества.

↑ Наверх