Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

По бывшей Ново-Исаакиевской. За нами, читатель!

Сегодня мы еще раз пройдемся по улице Якубовича (Начало — в номерах за 4 и 25 мая с. г.)

Прогулка третья, заключительная

Горчичным в давние годы называли дом №24, расположенный на пересечении улицы с Конногвардейским переулком. С недавнего времени в нем располагается офисный особняк «Ново-Исаакиевский». Возможно, он не отличался бы от других деловых центров, которые появились вместо расселенных жилых домов с огромными коммунальными квартирами, тем паче по большей части при реконструкции под офисные центры нередко исчезали интерьеры, хоть как-то сохранявшиеся в коммуналках или отдельных квартирах ленинградцев — петербуржцев. Однако в данном случае все наоборот. При реконструкции здания выявились его конструктивные особенности, раскрывшие историю этого дома. Они были скрыты за стенками жилых помещений и перегородками мест общего пользования.

В этом доме жили сарептяне, производившие известную всему миру горчицу, поэтому он был назван Горчичным.

История горчичного дома

В доме со времен Екатерины II в течение полутора веков существовало Сарептское общество, названное так по месту, из которого прибыли в Петербург немецкие колонисты. Было оно весьма известно.

В 1762 году Екатерина Вторая издала манифест о приглашении в Россию колонистов для заселения в Поволжье. В 1765 году гернгутеры (от деревни Гернгут в Силезии. — А. Е.), первые откликнувшиеся на приглашение Екатерины колонисты из Германии, приехали в Россию и основали свою колонию «Сарепта». В Поволжье сарептяне распространили традиционные для них ремесла. Первые в Поволжье свечной и мыльный заводы были сарептскими, а производимая сарептянами горчица была известна всей стране.

Вот этот дом и передала сарептянам Екатерина II. Императрица выкупила трехэтажный дом у бывшего хирурга надворного советника Келера.

Многое с той поры изменилось. И этот дом до нашего времени дошел не таким, каким был в Екатерининскую эпоху. В 1849 — 1850 годах его перестроил зодчий Яков Хофер.

Интересно, что в тот период, когда в доме разместились гернгутеры, окраска дома была горчичного цвета, а самым знаменитым товаром из Сарепты была... горчица. От этого здание вошло в историю и как Горчичный дом, а Конногвардейский переулок иногда в народе назывался Сарептским.

Лестница петербургских мостов.

Грех не рассказать в связи с этим об истории появления сарептской горчицы. В XVIII веке Россия покупала горчицу в Англии. Но в начале XIX столетия Наполеон установил континентальную блокаду, и английские корабли не могли совершать торговые рейсы. В Сарепте же дикая горчица росла в изобилии. Немецкий селекционер Конрад Найц вывел новый сорт горчицы, используя английские и французские сорта. В 1810 году он подал горчицу к столу русского императора, за что Александр I наградил его золотыми часами. Вот так стала популярной сарептская горчица.

Незначительные изменения в интерьере дома произошли после того, как в 1892 году «Дом евангелического братства герн­гутеров», как еще назывался «Дом Сарептского общества», был продан Евангелическому союзу религиозного и нравст­венного назидания о протестантах.

После Октябрьской революции 1917 года богослужения еще некоторое время проводились во внутренней церкви, но через несколько лет прекратились, а дом стал полностью жилым. В последние годы в нем помимо квартир располагалась проектная организация.

Сейчас тут по максимуму восстановлено то, что свидетельствует о богатой истории здания, в котором до недавнего времени были огромные коммунальные квартиры.

Раскрыты своды молитвенного зала, который существовал с 1773 года и который в 1903 году разделил перекрытием архитектор Федор фон Постельс.

Петровская лестница.

Офицеры, декабристы...

Ну а теперь пришло время вернуться к Конному полку. По сей день комплекс на участке между Конногвардейским переулком, улицей Якубовича и улицей Труда принадлежит военным. Памятником архитектуры является офицерский корпус, построенный зодчим Иваном Черником в 1847 году, когда полком командовал Петр Петрович Ланской, женатый на вдове Пушкина Наталье Гончаровой. К слову, под началом генерала Ланского служили оба сына поэта — Александр и Григорий.

Другой памятник той эпохи — Благовещенская церковь, возведенная в русско-византийском стиле по проекту Константина Тона, которой фактически заканчивалась Ново-Иса­акиевская улица, — не сохранился. Ее снесли в 1932 году.

Современное назначение дома №26 — прямое продолжение истории этого места, ведь полк Конной гвардии ведет начало от «лейб-шквадрона» — личного конвоя Александра Даниловича Меншикова.

Эскадрон был увеличен по количеству личного состава и стал Конногвардейским полком в 1730 году. С этого времени почти все императрицы и императоры были шефами Конного полка, имя которого золотыми буквами высечено на арке Нарв­ских ворот, поскольку полк отличился в Бородинской битве, в сражениях при Кульме и Лейпциге.

Улица Якубовича, 26, — и сегодня этот адрес связан с военными: Офицерский корпус, памятник архитектуры.

Поскольку бывшая Ново-Исаакиевская улица носит имя декабриста, будет логично закончить рассказ о ней декабристской историей. Одиннадцать декабристов были офицерами Конной гвардии.

Около полудня 14 декабря 1825 года в полк прибыл генерал-губернатор Михаил Андреевич Милорадович, чтобы вывести полк на Сенатскую площадь. Он не дождался долго собиравшихся конногвардейцев, многие из которых сочувствовали декабристам, и убыл навстречу своей смерти один. Полк в поддержку Николая I все же вывел его командующий Алексей Федорович Орлов, получивший на следующий день после подавления восстания графский титул «в воздаяние отличного служения Нам и Отечеству».

И последнее. На небольшом участке от площади Труда до Конногвардейского переулка по улице Якубовича проходит старейшая в городе троллейбусная линия. Здесь, на площади Труда, в октябре 1936 года в Ленинграде открылось троллейбусное движение.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх