По городу проехали автобусы с деревянным кузовом
Петербуржцы поделились с корреспондентом «Вечёрки» своими «автобусными» воспоминаниями
Мы нынче жалуемся на отсутствие кондиционеров в автобусах. А ведь всего 85 лет назад пассажир был рад, если удавалось хотя бы занять вакантное место в задней части салона, у воздухозаборника. Таково уж было устройство одной из первых моделей общественного петербургского транспорта — автобуса «ЛАЗ-695Е». На эту и многие другие ретромашины петербуржцы посмотрели в минувшую субботу — в честь 85-летия начала регулярного автобусного движения в Северной столице.
Среди экспонатов разных годов в Александровском парке расположился, например, знакомый многим «ЛиАЗ-677». Его еще называли «луноход». С линии он ушел в 90-е годы. Уютный салон с мягкими темными диванчиками «облюбовали» вандалы — очень уж хотелось порезать материал. Другой проблемой стал не очень-то мощный мотор.
— Я точно на такой же машине, только красного цвета, в молодости ездила из Колтушей, — тут же поделилась с корреспондентом «Вечернего Петербурга» Людмила, рассматривавшая автобус. — Зимой, когда пешком не особенно прогуляешься, салон набивался под завязку, ведь в нем всегда было очень тепло. А перед подъемом в горку водитель объявлял: «Уважаемые пассажиры, подтолкните автобус!», и мужчины толкали. Мы, девушки, хихикали, а потом на этой почве по дороге и знакомились. Так что, вероятно, советскому автопрому можно сказать спасибо за несколько появившихся тогда новых семей.
Две дамы подошли к «глазастому» «ЗИС-154», сделанному когда-то по американскому образцу, и принялись вспоминать о том, как ездили в особое кафе в центр города за варениками с картошкой по 28 копеек. А пожилой мужчина, пришедший с ними, добавил, что алкоголь тогда в транспорте был строго запрещен.
— Вчера зашел в автобус и вижу двух школьников с открытыми банками пива, — рассказал он. — Сидят, пьют, места пожилым не уступают и к тому же распространяют неприятный запах дешевого алкоголя на весь салон. Когда я был молод, мне такое и в голову прийти не могло.
А глядя на автобус «ПАЗ-651», кузов которого был почти полностью сделан из дерева, прохожие вспоминали о поездках на дачу, поскольку эта модель курсировала в пригородах...
Ностальгии добавляли звучавшие советские шлягеры.
Впрочем, среди моделей был и «Икарус-280», который стал ретроавтобусом меньше года назад, а до этого каждый петербуржец не раз прокатился в знаменитой «гармошке».
Вечером того же дня ретроавтобусы отправились по первому в городе автобусному маршруту — от сада Трудящихся (современного Александровского сада, где они и припарковались утром) до Детскосельского (современного Витебского) вокзала. Правда, их пассажирами стала в основном молодежь, поскольку 100 рублей на билет у большинства пассажиров старшего возраста не нашлось.
Ирина ПАНКРАТОВА