По льду двигались ползком и на четвереньках...
Так мостостроители прокладывали Дорогу жизни
Недавно исполнилось 99 лет Якову Павловичу Ряднине, одному из строителей Дороги жизни, который сейчас живет в Минске. Белорусские журналисты прислали нам короткий рассказ о ветеране и фото из семейного архива, на котором подполковник Ряднина выглядит бравым солдатом.
Успел окончить только два курса
Белорус Яков Ряднина накануне войны приехал в Ленинград и поступил в Военно-транспортную академию. Но ему удалось окончить лишь два курса мостового отделения. 1 июля 1941 года он был направлен командиром мостовой роты в 22-й отдельный мостовой батальон. Спустя три месяца после его прибытия командование фронтом принимает решение о строительстве Дороги жизни.
Ряднина рассказывает, что в начале ноября лед на Ладоге был еще некрепкий, но ждать было нельзя, так как Ленинград остро нуждался в продовольствии: в те дни норма выдачи хлеба в городе сократилась до минимума. Поэтому 17 ноября группа мостостроителей вышла на лед и начала отмечать маршрут, который через несколько дней стал Дорогой жизни. В группе были только физически крепкие солдаты, они прошли все озеро, где ползком, где на четвереньках, устанавливая на льду вешки для обозначения границ дороги. На пути было много промоин, которые приходилось осторожно огибать. Одно неверное движение — и человек уходил под лед. 22 ноября, когда лед затвердел, движение по Дороге жизни было открыто. Первая колонна машин с продовольствием направилась к Ленинграду.
Счет шел на часы и минуты
Молодого лейтенанта Ряднину упоминает в своих мемуарах генерал-лейтенант Я. М. Майоров. Вот что он пишет. «Сосредоточенные на восточном берегу Ладоги грузы быстро иссякли, потому что подвозить их туда было делом чрезвычайно сложным. Железнодорожная линия Вологда — Ленинград, перехваченная у южного побережья Ладоги фашистами, обрывалась где-то у станции Войбокало, в 35 километрах от начала Дороги жизни. Командование фронта понимало: без железных дорог проблему доставки продовольствия Ленинграду, а оружия и боеприпасов — войскам в полной мере не решить. Необходимо было восстановить разрушенные участки на линии Волховстрой — Войбокало, проложить новую стальную ветвь от Войбокало до восточного берега Ладожского озера.
На возведение полотна по всем нормам строительства железных дорог не было ни времени, ни материалов. Все делалось на скорую руку, по особым, облегченным военным проектам. Главное — быстрее пропустить первый поезд, помочь Ленинграду. В отдельные дни вражеская авиация по 5 — 6 раз совершала массированные налеты на объекты строительства, сбрасывала сотни фугасных и зажигательных бомб, обстреливала строителей из пушек и пулеметов. Но не было случая, чтобы кто-нибудь из них струсил, поддался панике. И как всегда, в этих сложных ситуациях пример личной храбрости и самообладания показывали командиры и политработники, коммунисты и комсомольцы. Умелым, твердым руководством, смелостью и решительностью вдохновляли своих подчиненных командиры рот капитан И. Ф. Поспелов, старшие лейтенанты Я. П. Ряднина, Н. Н. Ильющенко, политруки Я. Е. Зотов, Б. Л. Раппопорт, командир взвода лейтенант С. А. Быков и многие другие.
Дорога была построена за три недели, а точнее — за 504 часа, потому что счет шел на часы и минуты».
Собирались с однополчанами у «Разорванного кольца»
Позже Ряднина принимал участие в обороне Ленинграда, в минировании подступов к городу, участвовал в строительстве железнодорожного моста через Неву в районе Шлиссельбурга. Затем воевал в соединениях и частях Ленинградского, Волховского, 3-го Прибалтийского, 3-го Украинского фронтов. Награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».
Сегодня, несмотря на возраст, Яков Павлович еще достаточно бодр. В день 70-летия со дня открытия Дороги жизни его будут чествовать соратники из Белорусского союза блокадников. Когда Ряднина был помоложе, то любил приезжать в Ленинград, бывать на Ладоге, вспоминает, что встречался с однополчанами у монумента «Разорванное кольцо».
Сегодня возможности навестить наш город у него нет, поэтому Яков Павлович через нашу газету передает привет всем ветеранам, вместе с которыми защищал Ленинград.
Подготовила Светлана ЯКОВЛЕВА
Метки: Истоки Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов