По матрешкам!
28 августа «Детский мир» завален китайскими игрушками. На восстановление престижа отечественных брендов отведено семь лет. Получится ли?
Недавно, отправляясь в Латвию, решила подарить народившемуся там племяннику погремушку, сделанную в России. Такой многозначительный жест: для русских, живущих за границей, вещица с Родины — трогательный подарок. В «Детском мире» в продаже оказались погремушки только китайского производства, причем в большом разнообразии.
Аленушку заменила китайская Барби
— Ну что ж, — думаю, — куплю игрушку на вырост. Но и здесь меня ожидала неудача. В секции для детей от года и старше все полки также были сплошь завалены китайской продукцией. С большим трудом я отыскала группу неваляшек, изготовленных в Ростове-на Дону.
— А игрушки, выпущенные в Санкт-Петербурге, у вас в продаже бывают? — поинтересовалась я у продавца.
— Они и сейчас есть, но очень мало, поищите вон там, где представлены наборы для песочницы, — посоветовала она.
Но ведерки и совочки оказались сделанными в Белоруссии. Какова же была моя радость, когда я наконец обнаружила пластмассовые кубики производства питерского предприятия ООО «Нордпласт».
Пока я искала игрушку для племянника, сделала следующее наблюдение. Мамаши с детьми разного возраста радостно покупали китайских кукол Барби, китайских Человека-паука, трансформеров и прочих нерусских персонажей. А где же наши Аленушки и Иванушки, Серые Волки, цари Салтаны, с которых у малышей должно начинаться знакомство с великой русской культурой?
— Несколько лет назад мы освоили линейку игрушек в рамках программы «Мир глазами ребенка», которую разрабатывали с известным петербургским детским психологом — преподавателем СПбГУ Людмилой Засориной, — рассказывает генеральный директор НПО им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков. — Выпустили, в частности, наборы развивающих игрушек «Чудо я», выполненных с учетом психологических особенностей ребенка. Для их производства использовали только первосортное безопасное сырье. Такие игрушки ребенок может и в рот потянуть — и это ничем ему не грозит. Но дело ограничилось только опытными партиями. Игрушки плохо раскупались, потому что были дороже, чем китайские, сделанные порой из второсортного сырья. Пришлось отказаться от выпуска детской продукции. Остатки опытных партий мы до сих пор раздаем в детские сады.
Апрашка завалена игрушками, от которых разит метанолом
Производство детских игрушек в России как сектор экономики уже давно и прочно находится в упадке — это ни для кого не секрет. Хотя по официальной статистике отечественные производители занимают сейчас 20% рынка игрушек в стране, в это слабо верится, когда глядишь на витрины магазинов и рынков. Совершенно очевидно, что этот бизнес сегодня безраздельно принадлежит китайским производителям, а также маркам из других зарубежных стран, которые, впрочем, также имеют китайское «гражданство»: мы, что называется, сдались без боя.
Однако недавно кабинет министров РФ утвердил долгосрочную программу развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, цель которой — увеличить долю российской продукции на отечественном рынке игрушек до 45% через семь лет.
Предполагается сделать сферу детских товаров привлекательной для предпринимателей за счет различных форм господдержки, в том числе и государственной, восстановления позиций российских брендов, а также за счет ужесточения таможенных и санитарных требований к китайским товарам.
— Зайдите в Апрашку, там все завалено китайскими контрафактными игрушками, от которых за километр разит фенолом и метанолом, — свидетельствует менеджер по продажам одной из петербургских оптовых фирм, продвигающих на российский рынок отечественные игрушки, Игорь Павлов. — Такие игрушки делаются где-нибудь в подвалах, они через месяц ломаются, но, несмотря на это, идут на «ура», потому что стоят буквально копейки. А наши, отечественные, качественные и сделанные из хорошего сырья, не могут с ними конкурировать из-за цены.
Корреспондент «Вечёрки» отправилась в Апрашку и прямо на центральной аллее недалеко от входа натолкнулась на столик с китайскими заводными машинками и куклами, которые говорят и болтают ножками. Игрушечная машина ездила и сама разворачивалась, натыкаясь на преграды. Стоила триста рублей. Аналогичная игрушка в «Детском мире», прибывшая в нашу страну официальным путем, продается за 700 — 800 рублей. Автомобиль-робот продавец из Апрашки оценил в 450 рублей, но предложил скинуть сотню, увидев мой заинтересованный взгляд. В магазине такая модель стоит не меньше тысячи.
— Поддельные игрушки не просто воровство торгового знака, — поясняют в Центре контроля качества продукции товаров и услуг. — За яркой оболочкой может порой скрываться ядовитая начинка. Неоднократно в игрушках, попавших к нам неофициальным путем, выявлялось высокое содержание фенола, этилацетата, метанола и дибутилацетата. Например, метанол очень опасен, если его содержание в игрушке значительно превышено. Ребенок, полизав слоника или коровку с повышенным содержанием метанола, может потерять зрение и тяжело отравиться. Поэтому покупать китайские игрушки в сомнительных местах, на рынках крайне опасно. Обезопасить детей можно, только покупая игрушки в специализированных магазинах, где налажен постоянный контроль за поступающими товарами.
Производители из поднебесной ушли далеко вперед
Тем не менее специалисты утверждают, что даже если отечественная промышленность детских товаров «поднимется с колен», определенные виды китайской продукции для детей в любом случае останутся на нашем рынке, так как имеют явные преимущества.
— Производство простых игрушек из пластмассы, или деревянных, или мягких у нас и сейчас вполне отлажено, — сообщает Владимир Алешков, директор по развитию петербургского ООО «Пластмассы». — Например, продукция нашего предприятия — пластмассовые игрушки — востребована повсюду в России и в странах СНГ, только успевай отгружай. А вот что касается сложных игрушек, которые звучат, светятся, двигаются, тут китайские производители ушли далеко вперед: их производства более современны, к тому же у них дешевая рабочая сила, от этого и цена ниже. Мы уже научились работать в условиях рынка: только в нынешнем году планируем запустить в производство около десятка новых изделий, то есть стараемся идти в ногу со временем, но, чтобы угнаться за Китаем, необходимо перевооружение производства, то есть нужны значительные денежные вливания в отрасль.
Кроме производственного существует еще и некий психологический фактор, считает генеральный директор НПО им. «Комсомольской правды»:
— Необходимо разъяснять родителям, что нашим детям лучше, полезнее играть в наши, русские игрушки. Популяризацией отечественных товаров для детей должны заняться и СМИ, и воспитатели в детских садах, нужно устраивать всевозможные акции, фестивали, рекламируя наши детские товары, — это должно стать всеобщим делом. Надо вернуть престиж русской игрушке.
Уходя из «Детского мира», разговорилась с мамочкой, которая пришла в магазин с двумя детьми — девочкой лет десяти и малышом, которому года три-четыре.
— Дочка просит игрушечную посуду на день рождения, а сыну купим еще одну машинку, чтобы ему не было обидно, — поделилась родительница.
— А ничего, что все это китайского производства? — спрашиваю.
— Ну и что же? Детям-то нравится, и цена подходящая, а где сделано — какая разница? — парировала мамаша.
Да, задача насытить рынок отечественными игрушками — не из легких. Но и срок для ее осуществления отведен немалый. Так что, может, через семь лет на полках наконец наряду с трансформерами и Человеком-пауком свое место займут привлекательные и недорогие игрушки, сделанные в России?
Метки: Из первых рук Торговля Игрушки
Важно: Правила перепоста материалов