Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 мая 2024

По петербургским дорогам на велосипеде не ездят, а пилотируют

Велосипедист со стажем рассказал и показал корреспонденту «ВП», как ему приходится передвигаться по городу на своем двухколесном

 

Велосипедист со стажем рассказал и показал корреспонденту «ВП», как ему приходится передвигаться по городу на своем двухколесном

Год назад Владимир Путин в Австрии получил от федерального канцлера страны Вернера Файмана велосипед. Вслед за ним «велосипедную» тему подхватил и Дмитрий Медведев: поразился количеству велодорожек в Копенгагене. Президент тогда отметил, что и россиянам стоит переходить на такой вот здоровый образ жизни, и добавил, что однажды сам видел премьер-министра одной европейской страны, подъезжающего к ресторану на велосипеде. Мэр Лондона Борис Джонсон тоже, как известно, ездит на работу на велосипеде. Среди российских высокопоставленных лиц личный пример подает пока лишь председатель комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев. Он не только катается на велосипеде по Москве, но и иногда подруливает на нем прямо к работе, то есть к зданию Госдумы. 

Такие поездки — в ресторан или на работу — на велосипеде в России совершает пока по большей части молодежь. Впрочем, «Вечернему Петербургу» удалось найти одного взрослого, уважаемого и успешно работающего человека, который давно и постоянно использует велосипед как транспортное средство. Имя нашего героя в тексте изменено по его просьбе, но все описанное полностью соответствует реальности. 

Маршрутки и автобуса все равно не дождаться

Казанская улица — историческая. Когда-то на ней жила Ахматова. Но сейчас эта улица превратилась в парковочный отстойник. Ходить по ней сложно, ездить — тем более. Но нашему герою, Константину Кириллову, приходится, поскольку он здесь, на этой улице, живет. 

Так что утром со своим белым спортивным велосипедом выходит во двор-колодец и, проезжая мимо раскрашенного брандмауэра, выезжает на Казанскую, огибая вплотную припаркованные автомобили. 

Направляется Константин на работу. Она не так уж далеко — в учебном заведении неподалеку от Театральной площади. Тем не менее общественный транспорт между Казанской улицей и Театральной площадью не ходит. Маршрутку можно ждать 20 минут и все равно не дождаться. Пешком идти полчаса, а зимой и 50 минут. А вот на велосипеде поездка обычно занимает 7 минут и 10 минут зимой — из-за неубранных сугробов и гололеда. Да-да, Константин даже в такую погоду передвигается на велосипеде!  

Итак, впереди переулок Гривцова, продолжение правительственной трассы Московского проспекта. Его иногда перекрывают для проезда высокопоставленных лиц. 

— Приходится пережидать, а что делать, тут уж не проехать не пройти — все ждут, — разводит руками Константин. 

Затем поездка продолжается до переулка Антоненко и, наконец, выезд на Исаакиевскую площадь. Тут главное не залюбоваться на всю эту красоту, привыкнуть к которой невозможно, а внимательно смотреть «на-пра-во», говорит наш герой. Что там справа? Там машины. Они вроде бы должны пропускать велосипедиста, но: «Я же не глупый человек, чтобы действительно на такое рассчитывать», — признается Константин. 

Главное — не засматриваться на целующиеся парочки

На Исаакиевской площади слева кипит жизнь и паркуются депутатские машины. Поворачиваем на Большую Морскую. Дом Набокова, Союз композиторов, стройка. Движение здесь ограничено, кажется, навсегда. Когда-то шедшая стройка и снос зданий ничем не закончились, но вылились в сужение дороги. Так что велосипедистов тут не любят.

— Раньше долгое время сверху на асфальт сыпался строительный мусор, и я из-за него прокалывал шины, — вспоминает Константин. — А теперь только водители раздражаются. Но я их понимаю. По центру города и так непросто проехать, а тут еще я на своем велосипедике.

По Мойке движение вполне свободное, но до нее еще нужно проехать через Поцелуев мост. 

— В таком романтическом местечке, как и на Исаакиевской площади, важно не отвлекаться на целующиеся парочки, понять, что целуешься не ты, а тебе сейчас радоваться нечему, и ехать вперед, внимательно следя за дорогой, — шутит Константин. 

Тем более на Поцелуевом мосту — извечная пробка. Создают ее грузовики, которые приезжают с улицы Декабристов и направляются на ту сторону Невы. 

— Выезжаю отсюда таким, будто побывал в кочегарке и как следует покидал в топку уголь, — говорит Константин. — Когда коллеги встречают меня на входе на работу, часто в шутку интересуются, не побывал ли я только что в нашем подвале. А я отвечаю, что всего лишь проехал 7 минут по Петербургу.

«Паркуются» в подсобке 

Поставить велосипед — проблема  еще большая, нежели проехать на нем. Вот в Швеции или Германии парковки для двухколесных повсюду, рассказывает Константин Кириллов. Он, как истинный велосипедист, передвигается именно на этом виде транспорта не только в России, но и за рубежом. А бывает он там в рабочих поездках довольно часто. 

— Велосипеды в Европе часто даже не прикреплены, никто их не стащит, культура другая, — говорит Константин. — У нас же стоянок нет, а на каждую даже самую изощренную парковочную приколку в соседнем киоске на рынке продаются щипцы. У меня уже один велосипед украли два года назад, когда я зашел в магазин буквально на 30 секунд узнать, есть ли у них в продаже одна отвертка. Видимо, меня выслеживали, потому что, когда я вышел, велосипеда как не бывало. Даже не ясно, в какую сторону на нем уехали. Я тогда был наивный и заявил в милицию. Конечно, ничего не нашли. Милиционер сразу сказал, что велик разберут на запчасти.  

Приезжая на работу, Константин «паркует» свой двухколесный рядом с кулером. Порой это вызывает негодование коллег. Так что в середине дня частенько приходится «перепарковываться», то есть перетаскивать велосипед через все здание в подсобные помещения. 

— На велосипеде приезжаю я один, остальные — на машинах, — рассказывает наш герой. — Впрочем, если бы вопрос велодорожек и парковок для велосипедов в Петербурге был решен, уверен, таких, как я, было бы куда больше.

Берегись велосипедиста на тротуаре

 

Принято считать, что все водители относятся к велосипедистам не очень-то дружелюбно, но Константин это мнение опровергает. 

— Я езжу уже много лет, но ни разу не попал ни в какой переплет с автомобилем, — говорит Константин. — И ведь езжу я всюду! Например, Митрофаньевское шоссе. Там на спуске я развиваю скорость до 60 километров в час. И все хорошо. Разве что стая бездомных собак может вылететь и погнаться за мной. Но это их реакция на быстро движущийся предмет. Достаточно просто остановиться и немного переждать. А вот другое дело — пробки. Иногда они настолько плотные, что приходится выезжать на тротуар. Часто так происходит на Московском проспекте. Ведь глупо было бы стоять в пробке на велосипеде! В то же время меня самого раздражает, когда мимо по тротуару проносятся велосипедисты. Но, выходит, я делаю так же.

Вот и в свое единственное «ДТП» Константин попал, будучи пешеходом. Летом переходил Сенную площадь. Возвращался домой из супермаркета, нес пакеты с покупками. 

— И тут мне навстречу вылетает парень на велосипеде с возгласом «Отойдите, у меня нет тормозов!» и сбивает меня вместе со всеми сумками, а потом еще и начинает ругаться, мол, я же вас предупреждал, — удивленно вспоминает наш герой. — Думаю, если человек без тормозов, лучше сидеть ему дома. Тем более с учетом того, что велосипедных дорожек в Петербурге нет!

По словам Константина, езду на велосипеде по петербургским улицам правильнее было бы назвать пилотированием — такое количество ям и ухабов приходится объезжать. Особенно сложно ездить по Петроградской стороне. Например, по улице Чапаева вообще вряд ли получится проехать. А если еще и маршрут совсем незнаком, то вовсе разгоняться не стоит. 

— Однажды я расслабился и чудом пролетел люк, — вспоминает велосипедист. — Успел повернуть руль, но краем одного колеса даже заскочил в открытое отверстие. Мог ведь сломать позвоночник... 

Люди искренне удивляются 

— На дорогах практически нет велодорожек, а вот в парке на проспекте Луначарского одну недавно сделали, — отмечает Константин Кириллов. — Это же парк! Конечно, там катаются всюду, а не только по дорожке.

В то же время в Прибалтике или Финляндии дорожки повсюду. Больше того, если ступить на них и помешать движению велосипедиста — заплатишь штраф. В Швеции велосипеды стоят прямо у ратуши. Служители культа приезжают на них и разумно отмечают, что это куда лучше, чем загрязнять среду движением на автомобиле. В Нью-Йорке даже сотрудники ООН ездят на работу на велосипедах и роликах. Чиновники Германии целенаправленно пересаживали население на велосипеды в течение 8 лет и по национальному плану развития велотранспорта за это время построили 10 тысяч километров велодорожек. В Берлине и Мюнхене пробки после этого уменьшились на 40%.

— Как-то в Финляндии иду я мимо банка и вижу, подъезжает женщина лет пятидесяти, в светлой деловой просторной и легкой одежде, оставляет велосипед и идет работать, — описывает Константин. — У нас бы на такое посмотрели с искренним удивлением. Но, может быть, в этом вопросе стоит пренебречь общественным мнением и попробовать. Я вот ни разу не пожалел о своем выборе.

Кстати, темпы роста потребительских цен на велосипеды в апреле 2011 года выросли на 1,5%. То есть покупать этот транспорт в нашей стране стали гораздо больше. Тем не менее еще в 2009 году «Вечерний Петербург» рассказывал о планах КБДХ ввести 13 километров велосипедных транспортных путей в Петербурге к 2010 году. Комитета такого уже не существует, да и план не реализован, хотя на дворе 2011 год.

 

Велопробег за безопасность движения

Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов внушает тревогу: только с начала открытия сезона пострадали 32 велосипедиста, среди них — 8 детей.

4 июня состоится велопробег, организованный Фондом поддержки социальных и культурных инициатив «Новая высота» совместно с Управлением Госавтоинспекции ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в поддержку инициированной Россией масштабной международной программы «Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения». Участники велопробега хотят привлечь внимание к насущным проблемам обеспечения безопасности движения, повышения уровня культуры поведения на дороге, внедрения новых систем защиты и специальной экипировки для велосипедистов, развития и строительства новых велодорожек в городе.

Начало сбора участников в 10.00 по адресу: Крестовский остров, Северная дорога, 12.

В 12.00 начнется митинг с участием известных спортсменов, сотрудников Управления ГИБДД ГУВД по СПб и ЛО, специалистов комитета по физической культуре и спорту и комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга.

В 12.30 — старт велопробега по маршруту «Северная дорога — метро «Крестовский остров» — Южная дорога — велотрек».

В 13.00 — завершение велопробега и праздничный концерт.

В велопробеге принимают участие члены правительства Санкт-Петербурга, представители профильных комитетов, районных администраций, Законодательного собрания  Санкт-Петербурга, спортсмены, общественные деятели, артисты кино, театра, эстрады. Ядро пробега составляют лауреаты конкурсов «Женщина года» и «Деловая женщина» разных лет, члены фонда «Новая высота».

Присоединиться к велопробегу могут все желающие. Справки и регистрация участников — по телефону 232-97-33.

 

Ирина ПАНКРАТОВА Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх