Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

По плодам их узнаете их

Выставка Александра Позина «Коломяги в Коломне»

До 5 февраля «Матисс-клуб» приглашает на выставку Александра Позина «Коломяги в Коломне». В Коломне находится галерея, а в Коломягах — знаменитая «Деревня художников», где у Александра Позина мастерская.

Муха. Дерево, левкас, бронза. 2012.


Правильно говорят: художники — те же дети. Вот Александр Позин много лет тащит в свою мастерскую всевозможный хлам: деревяшки, железки, выброшенные кем-то вещи и даже… испорченные овощи и фрукты — для его скульптурных фантазий сгодится абсолютно всё. Хотя директор галереи Юлия Бородина на церемонии открытия заметила: «Не могу сказать про Александра Позина «скульптор». Вот «Муха» — это что? Деревянный объект, на нем бронзовая микроскульптура, все это покрыто живописью…». Художник совершенно не задумывается о жанровых границах, ибо и в окружающем пространстве не видит цельности: «Мир треснул, разлетелся на множество кусков. Хожу, собираю, любуюсь новыми сочетаниями. Все возможно, любая нелепость, любой абсурд может быть материализован». Но его мир не бессмыслен, наоборот — он находит новые смыслы в старых (в буквальном смысле) предметах. Изъеденный червяками ствол дерева превращается в «Письмо бабочки» — для этого достаточно выставить его на всеобщее обозрение, надев на ось вращения, чтобы «письмо» удобнее было крутить и «читать».

Особая тема — плоды: художник отливает из бронзы перцы, хурму, картофелины, причем выставляет рядом с произведением сам оригинал. Поэтизации подлежат не только плоды целые и крепкие («Фемина-помидор»), но и негодные, квелые: проросшие клубни картофеля удостоились не только скульптурного, но и живописного изображения. Иногда в формах плодов художник «углядывает» людей или животных («Вожделенный плод», «Венера Коломяжская», «Перец-жаба»), а иногда фруктово-овощная тема выводит его на мощные обобщения: «Зависть» — это полусгнивший плод со злыми глазками, стоящий на высоком постаменте-колонне. «Учтите, произведение — не только то, что сверху, — предупредила супруга художника скульптор Марина Спивак, — это всё, вместе с колонной. И по-настоящему понять, почувствовать работы можно, если не только их рассматривать, но и трогать». Действительно, так и хочется потрогать эту бронзу, иногда гладкую, иногда пупырчатую. 

Жаль, что знаковая работа художника — «Купание красного осла» — в экспозицию не вошла; причина в том, что она в прямом смысле не вошла бы в саму галерею из-за низких потолков. Зато на выставке демонстрируется серия пастелей, которые раньше не выставлялись. Интересно, что, хотя портретные изображения на этих пастелях предельно обобщены, без труда можно узнать друзей и знакомых художника.

↑ Наверх