Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

По ту сторону жизни

По случаю своего четвертьвекового юбилея один из лидеров российского театрального авангарда — Русский инженерный театр затеял уникальный в своем роде проект

Два художника — создателя АХЕ, Максим Исаев и Павел Семченко, воплотившие немало впечатляющих визуальных версий самых разных сюжетов, как зафиксированных в литературе, так и сочиненных ими самими, но оттого не менее узнаваемых, теперь взялись за неподъемный, на взгляд со стороны, первоисточник. И блистательно его осваивают. С 18 апреля по 11 мая на Малой сцене БДТ АХЕ представят второй блок премьерного цикла спектаклей по мотивам «Тибетской книги мертвых» («Бардо Тодол»). Цикл в целом называется «Между двумя» и состоит из нескольких эпизодов, которые частично меняются от одного блока к другому.

Книга «Бардо Тодол» — это своего рода путеводитель по загробной жизни, к которой тибетцы относились без ажитации, сентиментальных эмоций, почти без страха и уж совершенно без упрека. Как к необходимому для полноценного существования духовному опыту. Ровно так же относятся к этой книге Максим и Павел. «Между двумя» — это не только пространство между двумя яркими творческими личностями создателей АХЕ. Это еще и буквальный перевод слова «бардо»: между одним и другим состоянием, между жизнью и смертью, между уходом из жизни и новым воплощением. «Согласно буддийской традиции, — рассказывают художники, — кроме нескольких бардо смерти существует также бардо жизни, бардо сна и бардо медитации. В спектаклях «Между двумя» Инженерный театр АХЕ создает атмосферу погружения в еще одно совершенно иное, собственно придуманное состояние бардо — театральное бардо».

Кто с театром АХЕ не знаком вовсе, того стоит предупредить, что господа Исаев и Семченко — художники совершенно безжалостные, причем прежде всего к себе. На том спектакле, который довелось увидеть автору этих строк, на сцене был выстроен бассейн, в который постепенно засыпались два огромных мешка муки: вот этот клейстер и становился пространством для игры, хотя существование Исаева и Семченко на сцене игрой можно назвать лишь с большой натяжкой. Скорее, это такие ритуальные действия, подобные действиям жрецов. В данном случае были задействованы еще куриные потроха, хлеб, смартфон, два огромных экрана, стробоскоп и активно работающая дымомашина. Впрочем, в другой вечер сцена была покрыта песком, рекой лилось вино, звучали гитары — но захватывало это не менее.

Сам Русский инженерный театр АХЕ грядущую серию представляет следующим оборазом:

18, 19 апреля — «Между двумя. Выбор чрева». Стилистику этого спектакля можно определить как сентиментальный супрематизм. Особенность — максимальное использование различных медиатехнологий;

1, 2 мая — «Между двумя. Суд. Шесть миров». За счет медитативности и четкой последовательности действий этот спектакль является самым ритуально-архаичным из всей серии;

5, 6 мая — «Между двумя. Кармическая буря». Спектакль с целым бассейном воды на сцене, своеобразный танец рептилий в жанре русского буто;

10, 11 мая — «Между двумя. Преддверие». Спектакль-иллюзион. Оптическое представление, основанное на отражениях и рефлексах.

↑ Наверх