Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Победный ветер, ясный день»…

Знаменитая гравюра Хокусая вспомнилась мне в тот день, когда в Царском селе открывалась выставка «Возвращение веера». По словам организаторов выставки, один из ее символов — воздух, дуновение ветра

Ветер в день открытия в Петербурге был таким сильным и холодным, что мысль захватить на вернисаж этот очаровательный аксессуар я решительно отмела. Только этого не хватало!

Но некоторые смелые дамы все же щеголяли на выставке с веерами, изящно обмахиваясь ими. Музейщики были довольны. По их словам, одна из задач выставки — вернуть веер в обиход современного человека.

Раскрытые веера в подсвеченных витринах похожи на экзотических птиц.

Выставка в Зубовском флигеле Екатерининского дворца удивительно оформлена. Залы погружены в полумрак, подсвечены лишь витрины, в которых, как экзотические птицы или бабочки, сияют раскрытые веера. Колышутся прозрачные занавеси, множатся отражения в зеркалах. Стирается грань между прошлым и настоящим, и я заметила, что даже обмахивающиеся веерами посетительницы вдруг стали выглядеть по-другому, словно им передалось изящество дам XVIII — XIX столетий.

В сознании современного человека веер — что-то из красивой жизни: балы, маскарады, светские рауты… Однако предшественник веера — опахало, появившееся задолго до Рождества Христова, в жарких странах имело более прозаическое назначение: его часто называли мухобойкой.

Веера, знакомые нам по книгам, фильмам и спектаклям, то есть складные, полукруглые, состоящие из ребер, покрытых тканью, бумагой или пергаментом, костяными или деревянными пластинами, появились лишь в XVI веке. По мнению исследователей, это чудо завезли из Макао португальские мореплаватели в 1517 году.

Дамы в исторических костюмах демонстрировали искусство обращения с веером.

Расписывать веера начали при дворе французских Людовиков — XIV и XV. Сюжеты были на редкость разнообразны: мифологические, «пасторальные», «галантные», цветочные, исторические и даже политические.

Удобная была вещица, сомнений нет. Дамы прошлого могли без слов, с помощью едва уловимого движения руки объясняться со своими поклонниками. И не надо тратиться на эсэмэски!

В России, где эти аксессуары вошли в моду только при Петре Великом, такая утонченная игра с веером обозначалась словом «маханье» («махаться» — кокетничать, флиртовать). ГМЗ «Царское Село» впервые знакомит с собственной коллекцией вееров, насчитывающей более ста предметов. В его собрании представлены изделия западноевропейской, восточной и русской работы, среди которых произведения веерного искусства XVIII века из исторической коллекции, экспонаты XIX — первой половины XX века, собранные на протяжении последних лет: приобретенные в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также подаренные музею.

Название выставки — «Возвращение веера» — можно понимать буквально. Многие экспонаты находились в ужасном состоянии, требовали реставрации. По специальной программе Минкульта в 2010 году началась реставрация 49 вееров из музейной коллекции. Все работы выполнялись под руководством заведующей сектором реставрации текстиля и кожи Натальи Синицыной.

Многие веера были отреставрированы специально к открытию выставки.

↑ Наверх