«Почему мы платим за лифты, которых нет»?
В редакцию «Вечёрки» поступило коллективное письмо от жителей дома №22, что на Стремянной улице (более 10 подписей). Главное их требование — отменить плату за лифты, которых в доме нет
Особенно тяжело оплачивать эту услугу двум пенсионеркам — вдовам инвалидов Великой Отечественной войны. У одной, Ольги Алексеевны (сегодня ей 86), муж ушел добровольцем на фронт на второй день войны, был ранен во время Сталинградской битвы, остался инвалидом. У другой, Любови Гавриловны (сегодня ей 78), муж вернулся с войны израненным и умер у нее на руках. Их судьбы схожи еще и тем, что на старости лет они оказались один на один с коммунальным беспределом.
Вот уже три года они воюют в одиночку с ЖКС-2 Центрального района и уже устали задавать коммунальщикам один и тот же вопрос: «Почему мы ежемесячно платим за лифты, которых нет»?
Каждый день они с трудом спускаются и поднимаются на третий этаж по ободранной, грязной лестнице и вынуждены за это «удовольствие» еще ежемесячно доплачивать около 500 рублей из мизерной пенсии в 8 тысяч. Этой суммы с трудом хватает на хлеб, на лекарства да на оплату квартиры. И выложить лишнюю копейку кому-то в карман значит для них лишиться необходимого. А ведь пенсионерок вынуждают оплачивать текущий и капитальный ремонт дома в полной мере, хотя, по их словам, в их парадных уже 43 года ничего не белилось, не красилось, ни одного гвоздя не вбивалось. И в это охотно верится.
«Скоро подъезд рухнет!» — возмущаются жители. В доме — повышенная влажность, комары, значит, подвал — сырой. По словам Любови Гавриловны, она и двери обивала своими руками, и порог, и даже сама пять лет назад красила стены в парадном до третьего этажа, чтобы хоть ходить не страшно было. Но и они уже облупились. Получается, что ЖКС №2 Центрального района вынуждает пожилых заслуженных людей самим красить свое парадное, да еще берет с них за услуги, которыми они не пользуются!
Кроме того, жалуются жители, в доме даже лестничные клетки не метут. Ольге Алексеевне не раз приходилось обращаться в городскую службу ЖКХ — 0004. У них звонков много — и то, хоть через месяц, да приедут и подметут. А свой ЖКС-2 — почти никогда. Единственное, что сделали, так это застеклили две форточки 25 на 35 см в парадном.
— Так до этого я три года писала в различные инстанции, пытаясь им внушить, что управляющая компания топит улицу, а не парадное, — заметила Любовь Гавриловна. После форточного подвига жителям ответили из нескольких инстанций, что «окна в их парадных отремонтированы» (одно из писем за подписью зама генерального директора ЖКС-2 Елены Сербиновой — в редакции). Рассказала нам Любовь Гавриловна и о «подвальном подвиге»:
— По поводу подвалов мы ходили на прием к председателю жилищной инспекции Владимиру Зябко. Он сказал: «Я вам помогу». Помог. Наняли организацию. Они что-то там цементировали в подвале. Но не до конца. Вода из подвала полностью не ушла. Видимо, организация ненадежная оказалась. И пока все по-прежнему. Но я не в силах оплачивать капремонт и прочие работы каждый месяц. Для меня это слишком большая сумма. Почему я не могу отказаться, ведь я же собственник квартиры?
А платить пенсионерки обязаны «за содержание общего имущества в многоквартирном доме» — 628,81 рубля и «за капремонт» — 484,06, да еще за «уборку и саночистку земельного участка», за «управление многоквартирным домом», «содержание и текущий ремонт внутридомовой системы газоснабжения» и «капитальный ремонт». И так в месяц набегает около тысячи рублей. Причем жильцы видят, что ничего из вышеперечисленного в их доме не делается.
Как разъяснила им бухгалтер, плату, указанную в строке «капремонт», направляют на обслуживание лифтов соседней, примыкающей к их дому элитной пятиэтажки — якобы с согласия жильцов четырехэтажки. Причем платят оба дома одинаковую сумму, с той только разницей, что жильцы одного дома на лифте ездят, а другого — нет.
Еще в советское время в чью-то «светлую» голову пришла идея объединить четырехэтажный флигель по адресу: Стремянная ул., 22, и солидный пятиэтажный дом дореволюционной постройки по ул. Марата, 3, под один номер — Марата, 3/22. Это все равно что скрестить дворнягу с догом. И коммунальщики намертво прицепились к этому факту, хотя полвека кануло.
Пенсионеркам спешно подсунули договор, где была строчка про капремонт злополучных лифтов, и они подмахнули, как говорится, не глядя.
Теперь же собственники дома №22 по Стремянной улице хотят изменить договор. Еще в марте они направили коллективное письмо в свою управляющую компанию. Но ответа не получили. Письмо поступило в редакцию «Вечёрки».
Основные требования жителей: 1) капремонт лифтов в оплату не включать, поскольку их нет в доме; 2) сделать перерасчет ранее оплаченных расходов, необоснованно предъявленных; 3) произвести капремонт подъездов, его не было 43 года; 4) общедомовые за отопление брать только с парадных их дома.
Требования вполне законные. Согласно статье 157 Жилищного кодекса они имеют полное право не оплачивать те услуги, которые не потребляют.
Любови Гавриловне и Ольге Алексеевне уже идут пени, и задолженность составила 5 тысяч рублей. Для них, людей старой закалки, привыкших за все и всегда платить вовремя, это большой стресс. Но они хотят добиться правды.
— Я лично ходила к главному бухгалтеру, она показала мне протокол общего собрания и решение оплачивать лифты. Но никакого собрания не было! Кого ни спросишь, никто из жильцов понятия о нем не имеет. Выходит, что протокол подложный, — возмущается Любовь Гавриловна.
И действительно, какой жилец в здравом уме и памяти согласится платить за содержание лифтов соседнего дома, которыми он сам не пользуется?
Два года они обращаются в разные инстанции и получают отписки, мол, все правильно, все законно. Ведь в управляющей компании все сделали по-умному. В графе «содержание лифтов» — прочерк. А про то, что графа «за капитальный ремонт» идет на ремонт лифтов соседнего дома, говорят устно. Письменно с жильцами стараются не общаться. В итоге, по словам Ольги Алексеевны, из администрации Центрального района ей пришел ответ, что плату за лифты с нее не взимают. Однако у Любови Гавриловны есть доказательство — единственный ответ из управляющей компании за подписью главного инженера Морозова, что, мол, собственники обязаны оплачивать содержание помещения. Но есть там такая фраза: «ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» правомерно взимает плату за капитальный ремонт «лифтового оборудования» и в данном случае перерасчет не производится».
Так что к сведению администрации Центрального района и его главы Марии Дмитриевны Щербаковой: плата за капремонт отсутствующих лифтов в доме №22 по Стремянной улице взимается. И в редакции есть этому письменное доказательство.
— Как только в 2012 году ЖКС-2 возглавил генеральный директор Александр Викторович Тян, с нас стали брать плату за лифты, — жалуются пенсионерки.
В это время в квитанции появилась и графа «капремонт». Начали с суммы 28,55 рубля. За два года аппетиты выросли до 484,06 рубля.
Недавно Любовь Гавриловна в очередной раз попыталась к нему попасть на прием, и безуспешно. Ее записали, только на 29 октября. Мы тоже попытались встретиться с господином Тяном, причем в его приемные часы, но и у нас не получилось.
— А вы юридическое лицо? — спросила секретарша.
— Так мы можем увидеть генерального директора? — настаивали мы.
Секретарь вопрос повторила. Закралось подозрение: если бы мы были юридическим лицом, то, возможно, нам посчастливилось бы увидеть неуловимого генерального директора. Пришлось сказать, что мы из газеты.
— Он уехал в Смольный, — отрезала секретарша.
Другие сотрудники отказались с нами разговаривать:
— Устных комментариев мы не даем. Вышло распоряжение генерального директора общаться только письменно.
Правда, в плановом отделе ЖКС-2 «Вечёрке» ответили:
— Есть протокол собрания собственников, подтверждающий их согласие оплачивать капремонт лифтов.
— Но они утверждают, что собрания не было, — заметили мы.
— Но эти два дома — под одним адресом, то есть это единое домовладение, а значит, согласно постановлению №354, все собственники несут ответственность за общедомовые нужды и обязаны их оплачивать. Сейчас вы оплачиваете лифты. А если у вас крыша потечет, то они будут оплачивать вашу крышу, — ответили нам в плановом отделе.
Однако, по мнению юристов, строчки «за капремонт» в квитанции вообще не должно быть! Ведь по Закону «О приватизации жилищного фонда в РФ», если жилье было приватизировано неотремонтированным, а в данном случае это так (последний ремонт был в 1971 году), то и капремонт должен проводиться полностью за счет города.
«Вечёрка» вместе с одной из жительниц обратилась за разъяснениями в отдел собственников ЖКС-2. Вот что нам ответили:
— Администрация включила дом №22 по Стремянной улице в городскую программу капитального ремонта «95 плюс 5», не спросив жильцов. 95% капитального ремонта оплачивает город, а 5% — собственники. При этом в 2011 году было отремонтировано два лифта (в элитном пятиэтажном доме). А также был проведен капремонт (или установка) котельной. Итого тариф — 7,29 рубля, указанный в квитанции, включает в себя по большей части лифты — 6,82 рубля, остальное (47 копеек) — на ремонт котельной.
Таким образом, львиную долю жители платят за капремонт лифтов двухгодичной давности, которых к тому же у них нет. При этом администрация включила дом в городскую программу капремонта, тогда как его собственники понятия о ней не имели и не хотели в ней участвовать, а собирались дождаться весны 2014 года, когда со всех домов города будут взимать плату за капремонт. Все это нарушение статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
А пока в отделе собственников ЖКС-2 жильцам предложили единственный выход:
— Для того чтобы сделать вам перерасчет, собственники, которые пользуются лифтами, должны подписать протокол, подтверждающий их согласие оплачивать капремонт лифтов и за ваш дом.
Ситуация абсурдная. По мнению ЖКС-2, собственники дома по Стремянной, 22, должны ходить и уговаривать собственников дома по Марата, 3, самим оплачивать свои же лифты. И это единственный выход?
По словам Любови Гавриловны, в 2011 году предыдущий генеральный директор ЖКС-2 принял ее лично и дал указание бухгалтеру лифты из оплаты коммунальных услуг исключить. Та пыталась возразить, мол, это же общее оборудование! А он ей в ответ: «Зачем им ремонт лифтов, если они пешком ходят?» И строчку за лифты убрали. Значит, все дело в генеральном директоре? К сожалению, сегодняшний гендиректор ЖКС-2 Александр Викторович Тян людей сторонится.
От отчаяния 86-летняя слабовидящая Ольга Алексеевна через лупу, от руки, написала письмо в приемную президента. Пенсионерки устали одни бороться против бюрократического аппарата. Да и оружия борьбы у них нет: ни компьютера, ни печатной машинки. И приобрести не на что, хотя работали всю жизнь. Одна у них надежда: может, хоть президент поможет, если генеральный директор ЖКС-2 А. В. Тян за время своего «правления» до разговора с пожилыми заслуженными людьми так ни разу и не снизошел.
Комментарий юриста
Жителям дома №22 по Стремянной улице необходимо обратиться в Роспотребнадзор, поскольку нарушена статья 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 02.07.13).Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
- «…Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
- Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме…
- Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.12.99 № 212-ФЗ)
Кстати
С жалобой на ЖКС-2 Центрального района обратились к президенту России Владимиру Путину и жильцы дома №64 по набережной Фонтанки. Они бьют тревогу и просят принять меры, ведь их уникальный дом, построенный известным архитектором Барановским по заказу купца Елисеева, имеющий статус культурного наследия регионального значения, буквально погибает.
Обращение к президенту — это последняя надежда для жителей, уставших ходить по городским инстанциям. Письмо за подписью семи жителей поступило в редакцию «Вечёрки». Вот выдержки:
«За последние 10 лет, с тех пор как к управлению домом пришло ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» (гендиректор Тян Александр Викторович), его варварски уничтожают. Снят черный гранит, которым был выложен двор, течет кровля, подъезды неухожены, свалки мусора, прогнившие козырьки на окнах и подъездах. Обрушена историческая лепнина на фасаде здания. Пострадали водосточные трубы и козырьки подъездов…»
«Год назад жильцы дома обращались и в администрацию Центрального района, и в ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» с заявлением об участии дома в программе восстановления исторической части города и проведения работ по ремонту кровли, дворового покрытия, реставрации парадных, ремонту внутреннего фасада здания. Все обращения остаются без ответа со стороны районных и городских властей и работников ООО «Жилкомсервис №2…»
Метки: «Жилкомхоз» Из первых рук Архитектура Про Петербург Про петербуржцев
Важно: Правила перепоста материалов