Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

«Почему мы платим за лифты, которых нет»?

В редакцию «Вечёрки» поступило коллективное письмо от жителей дома №22, что на Стремянной улице (более 10 подписей). Главное их требование — отменить плату за лифты, которых в доме нет

Особенно тяжело оплачивать эту услугу двум пенсионеркам — вдовам инвалидов Великой Отечественной войны. У одной, Ольги Алексеевны (сегодня ей 86), муж ушел добровольцем на фронт на второй день войны, был ранен во время Сталинградской битвы, остался инвалидом. У другой, Любови Гавриловны (сегодня ей 78), муж вернулся с войны израненным и умер у нее на руках. Их судьбы схожи еще и тем, что на старости лет они оказались один на один с коммунальным беспределом.

Вот уже три года они воюют в одиночку с ЖКС-2 Центрального района и уже устали задавать коммунальщикам один и тот же вопрос: «Почему мы ежемесячно платим за лифты, которых нет»?

Каждый день они с трудом спускаются и поднимаются на третий этаж по ободранной, грязной лестнице и вынуждены за это «удовольствие» еще ежемесячно доплачивать около 500 рублей из мизерной пенсии в 8 тысяч. Этой суммы с трудом хватает на хлеб, на лекарства да на оплату квартиры. И выложить лишнюю копейку кому-то в карман значит для них лишиться необходимого. А ведь пенсионерок вынуждают оплачивать текущий и капитальный ремонт дома в полной мере, хотя, по их словам, в их парадных уже 43 года ничего не белилось, не красилось, ни одного гвоздя не вбивалось. И в это охотно верится.

«Скоро подъезд рухнет!» — возмущаются жители. В доме — повышенная влажность, комары, значит, подвал — сырой. По словам Любови Гавриловны, она и двери обивала своими руками, и порог, и даже сама пять лет назад красила стены в парадном до третьего этажа, чтобы хоть ходить не страшно было. Но и они уже облупились. Получается, что ЖКС №2 Центрального района вынуждает пожилых заслуженных людей самим красить свое парадное, да еще берет с них за услуги, которыми они не пользуются!

Кроме того, жалуются жители, в доме даже лестничные клетки не метут. Ольге Алексеевне не раз приходилось обращаться в городскую службу ЖКХ — 0004. У них звонков много — и то, хоть через месяц, да приедут и подметут. А свой ЖКС-2 — почти никогда. Единственное, что сделали, так это застеклили две форточки 25 на 35 см в парадном.

— Так до этого я три года писала в различные инстанции, пытаясь им внушить, что управляющая компания топит улицу, а не парадное, — заметила Любовь Гавриловна. После форточного подвига жителям ответили из нескольких инстанций, что «окна в их парадных отремонтированы» (одно из писем за подписью зама генерального директора ЖКС-2 Елены Сербиновой — в редакции). Рассказала нам Любовь Гавриловна и о «подвальном подвиге»:

— По поводу подвалов мы ходили на прием к председателю жилищной инспекции Владимиру Зябко. Он сказал: «Я вам помогу». Помог. Наняли организацию. Они что-то там цементировали в подвале. Но не до конца. Вода из подвала полностью не ушла. Видимо, организация ненадежная оказалась. И пока все по-прежнему. Но я не в силах оплачивать капремонт и прочие работы каждый месяц. Для меня это слишком большая сумма. Почему я не могу отказаться, ведь я же собственник квартиры?

А платить пенсионерки обязаны «за содержание общего имущества в многоквартирном доме» — 628,81 рубля и «за капремонт» — 484,06, да еще за «уборку и саночистку земельного участка», за «управление многоквартирным домом», «содержание и текущий ремонт внутридомовой системы газоснабжения» и «капитальный ремонт». И так в месяц набегает около тысячи рублей. Причем жильцы видят, что ничего из вышеперечисленного в их доме не делается.

Как разъяснила им бухгалтер, плату, указанную в строке «капремонт», направляют на обслуживание лифтов соседней, примыкающей к их дому элитной пятиэтажки — якобы с согласия жильцов четырехэтажки. Причем платят оба дома одинаковую сумму, с той только разницей, что жильцы одного дома на лифте ездят, а другого — нет.

Еще в советское время в чью-то «светлую» голову пришла идея объединить четырехэтажный флигель по адресу: Стремянная ул., 22, и солидный пятиэтажный дом дореволюционной постройки по ул. Марата, 3, под один номер — Марата, 3/22. Это все равно что скрестить дворнягу с догом. И коммунальщики намертво прицепились к этому факту, хотя полвека кануло.

Пенсионеркам спешно подсунули договор, где была строчка про капремонт злополучных лифтов, и они подмахнули, как говорится, не глядя.

Теперь же собственники дома №22 по Стремянной улице хотят изменить договор. Еще в марте они направили коллективное письмо в свою управляющую компанию. Но ответа не получили. Письмо поступило в редакцию «Вечёрки».

Основные требования жителей: 1) капремонт лифтов в оплату не включать, поскольку их нет в доме; 2) сделать перерасчет ранее оплаченных расходов, необоснованно предъявленных; 3) произвести капремонт подъездов, его не было 43 года; 4) общедомовые за отопление брать только с парадных их дома.

Требования вполне законные. Согласно статье 157 Жилищного кодекса они имеют полное право не оплачивать те услуги, которые не потребляют.

Любови Гавриловне и Ольге Алексеевне уже идут пени, и задолженность составила 5 тысяч рублей. Для них, людей старой закалки, привыкших за все и всегда платить вовремя, это большой стресс. Но они хотят добиться правды.

— Я лично ходила к главному бухгалтеру, она показала мне протокол общего собрания и решение оплачивать лифты. Но никакого собрания не было! Кого ни спросишь, никто из жильцов понятия о нем не имеет. Выходит, что протокол подложный, — возмущается Любовь Гавриловна.

И действительно, какой жилец в здравом уме и памяти согласится платить за содержание лифтов соседнего дома, которыми он сам не пользуется?

Два года они обращаются в разные инстанции и получают отписки, мол, все правильно, все законно. Ведь в управляющей компании все сделали по-умному. В графе «содержание лифтов» — прочерк. А про то, что графа «за капитальный ремонт» идет на ремонт лифтов соседнего дома, говорят устно. Письменно с жильцами стараются не общаться. В итоге, по словам Ольги Алексеевны, из администрации Центрального района ей пришел ответ, что плату за лифты с нее не взимают. Однако у Любови Гавриловны есть доказательство — единственный ответ из управляющей компании за подписью главного инженера Морозова, что, мол, собственники обязаны оплачивать содержание помещения. Но есть там такая фраза: «ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» правомерно взимает плату за капитальный ремонт «лифтового оборудования» и в данном случае перерасчет не производится».

Так что к сведению администрации Центрального района и его главы Марии Дмитриевны Щербаковой: плата за капремонт отсутствующих лифтов в доме №22 по Стремянной улице взимается. И в редакции есть этому письменное доказательство.

— Как только в 2012 году ЖКС-2 возглавил генеральный директор Александр Викторович Тян, с нас стали брать плату за лифты, — жалуются пенсионерки.

В это время в квитанции появилась и графа «капремонт». Начали с суммы 28,55 рубля. За два года аппетиты выросли до 484,06 рубля.

Недавно Любовь Гавриловна в очередной раз попыталась к нему попасть на прием, и безуспешно. Ее записали, только на 29 октября. Мы тоже попытались встретиться с господином Тяном, причем в его приемные часы, но и у нас не получилось.

— А вы юридическое лицо? — спросила секретарша.

— Так мы можем увидеть генерального директора? — настаивали мы.

Секретарь вопрос повторила. Закралось подозрение: если бы мы были юридическим лицом, то, возможно, нам посчастливилось бы увидеть неуловимого генерального директора. Пришлось сказать, что мы из газеты.

— Он уехал в Смольный, — отрезала секретарша.

Другие сотрудники отказались с нами разговаривать:

— Устных комментариев мы не даем. Вышло распоряжение генерального директора общаться только письменно.

Правда, в плановом отделе ЖКС-2 «Вечёрке» ответили:

— Есть протокол собрания собственников, подтверждающий их согласие оплачивать капремонт лифтов.

— Но они утверждают, что собрания не было, — заметили мы.

— Но эти два дома — под одним адресом, то есть это единое домовладение, а значит, согласно постановлению №354, все собственники несут ответственность за общедомовые нужды и обязаны их оплачивать. Сейчас вы оплачиваете лифты. А если у вас крыша потечет, то они будут оплачивать вашу крышу, — ответили нам в плановом отделе.

Однако, по мнению юристов, строчки «за капремонт» в квитанции вообще не должно быть! Ведь по Закону «О приватизации жилищного фонда в РФ», если жилье было приватизировано неотремонтированным, а в данном случае это так (последний ремонт был в 1971 году), то и капремонт должен проводиться полностью за счет города.

«Вечёрка» вместе с одной из жительниц обратилась за разъяснениями в отдел собственников ЖКС-2. Вот что нам ответили:

— Администрация включила дом №22 по Стремянной улице в городскую программу капитального ремонта «95 плюс 5», не спросив жильцов. 95% капитального ремонта оплачивает город, а 5% — собственники. При этом в 2011 году было отремонтировано два лифта (в элитном пятиэтажном доме). А также был проведен капремонт (или установка) котельной. Итого тариф — 7,29 рубля, указанный в квитанции, включает в себя по большей части лифты — 6,82 рубля, остальное (47 копеек) — на ремонт котельной.

Таким образом, львиную долю жители платят за капремонт лифтов двухгодичной давности, которых к тому же у них нет. При этом администрация включила дом в городскую программу капремонта, тогда как его собственники понятия о ней не имели и не хотели в ней участвовать, а собирались дождаться весны 2014 года, когда со всех домов города будут взимать плату за капремонт. Все это нарушение статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

А пока в отделе собственников ЖКС-2 жильцам предложили единственный выход:

— Для того чтобы сделать вам перерасчет, собственники, которые пользуются лифтами, должны подписать протокол, подтверждающий их согласие оплачивать капремонт лифтов и за ваш дом.

Ситуация абсурдная. По мнению ЖКС-2, собственники дома по Стремянной, 22, должны ходить и уговаривать собственников дома по Марата, 3, самим оплачивать свои же лифты. И это единственный выход?

По словам Любови Гавриловны, в 2011 году предыдущий генеральный директор ЖКС-2 принял ее лично и дал указание бухгалтеру лифты из оплаты коммунальных услуг исключить. Та пыталась возразить, мол, это же общее оборудование! А он ей в ответ: «Зачем им ремонт лифтов, если они пешком ходят?» И строчку за лифты убрали. Значит, все дело в генеральном директоре? К сожалению, сегодняшний гендиректор ЖКС-2 Александр Викторович Тян людей сторонится.

От отчаяния 86-летняя слабовидящая Ольга Алексеевна через лупу, от руки, написала письмо в приемную президента. Пенсионерки устали одни бороться против бюрократического аппарата. Да и оружия борьбы у них нет: ни компьютера, ни печатной машинки. И приобрести не на что, хотя работали всю жизнь. Одна у них надежда: может, хоть президент поможет, если генеральный директор ЖКС-2 А. В. Тян за время своего «правления» до разговора с пожилыми заслуженными людьми так ни разу и не снизошел.

Комментарий юриста

Жителям дома №22 по Стремянной улице необходимо обратиться в Роспотребнадзор, поскольку нарушена статья 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 02.07.13).Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

  1. «…Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
  2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме…
  3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.12.99 № 212-ФЗ)

Кстати

С жалобой на ЖКС-2 Центрального района обратились к президенту России Владимиру Путину и жильцы дома №64 по набережной Фонтанки. Они бьют тревогу и просят принять меры, ведь их уникальный дом, построенный известным архитектором Барановским по заказу купца Елисеева, имеющий статус культурного наследия регионального значения, буквально погибает.

Обращение к президенту — это последняя надежда для жителей, уставших ходить по городским инстанциям. Письмо за подписью семи жителей поступило в редакцию «Вечёрки». Вот выдержки:

«За последние 10 лет, с тех пор как к управлению домом пришло ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» (гендиректор Тян Александр Викторович), его варварски уничтожают. Снят черный гранит, которым был выложен двор, течет кровля, подъезды неухожены, свалки мусора, прогнившие козырьки на окнах и подъездах. Обрушена историческая лепнина на фасаде здания. Пострадали водосточные трубы и козырьки подъездов…»

«Год назад жильцы дома обращались и в администрацию Центрального района, и в ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» с заявлением об участии дома в программе восстановления исторической части города и проведения работ по ремонту кровли, дворового покрытия, реставрации парадных, ремонту внутреннего фасада здания. Все обращения остаются без ответа со стороны районных и городских властей и работников ООО «Жилкомсервис №2…»

↑ Наверх