Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Подземные дворцы отдали рекламе и заборам

«Искусство в руках технаря» беспокоит городской Совет по сохранению культурного наследия

— Чудовищно игнорируется, что это памятники искусства, — говорит о царящих в подземке нравах Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК и член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города. — По перронным стенам 1-й линии, по памятникам идут карминные полосы. На некоторых станциях реклама закрывает все пространство. Как можно совмещать статус памятника с подобной практикой эксплуатации? Это как если бы Пиотровский, глава эксплуатирующего Зимний дворец Эрмитажа, пустил по его стенам цветные линии для маршрутов. Что бы мы тогда сказали?

Станция «Балтийская»: рекламные щиты соседствуют с охраняемыми законом предметами искусства — художественным литьем.

На прошлой неделе Совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести в Единый государственный реестр памятников культурного наследия шесть станций петербургского метрополитена. Это исторические станции Первой линии «Площадь Восстания» — «Автово», запущенной в ноябре 1955 года, но запланированные еще до войны и несущие все приметы «большого стиля» 1930-х годов. Станции «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово». «Площадь Восстания» и «Балтийская» были внесены в реестр ранее — благодаря этому при всех ремонтах с ними не могла бы произойти та трансформация, которую мы увидели при реконструкции «Владимирской» в 2006 — 2008 гг. Тогда тем, что подразумевается у нас под словом «евроремонт», были убиты интерьеры наклонного хода. Исчезли исторические плафоны, а сам эскалатор приобрел безликий техничный вид.

Теперь под защитой законодательства об охране культурного наследия могут быть и плафоны, и платформы (их не вымостят глянцевым керамогранитом кислотных расцветок), а также перроны, видимые глазу стены тоннелей, а также надземные вестибюли с их интерьерами и экстерьерами. Сейчас члены Совета — почтенные представители научного и музейного сообщества, общественных организаций по защите памятников — в шоке от того, как распоряжается Метрополитен достоянием истории.

— Скажите, куда делись бронзовые литые указатели станций? — недоумевает Олег Иоаннисян, заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа. — Их заменили ужас на что, на эти цветные ленты, которыми обклеили всё. На 1-й линии все таблички сняли. Меня интересует, успели ли зафиксировать аутентичные шрифты?

«Вечерний Петербург» наведался на те станции, что уже под охраной. И что же? Застать там можно именно то, по поводу чего бьют в колокола эксперты в сфере охраны памятников.

«Площадь Восстания» — здесь о «красной линии» возвещает пластиковая полоса кислотно-карминовой обклейки. Годится для супермаркета, но не для подземных дворцов, в роли каковых и открывали в 1955 году станции Ленинградского метрополитена. Рекламы на стенах тоннеля нет. Но в подземном зале есть нечто малопонятное в виде заборов из рифленого металла. Ими отгорожены несколько ниш. Работы за заборами не ведутся. Это подсобки-кладовки производителей прочих работ на станции. Похвалим, что местные клинеры-гастарбайтеры еще не устроили дворницких под лестницей — у эскалатора, чтобы хранить метлы-ведра-тряпки.

— Здесь у нас помещение, где переодеваются работники, которые трудятся ночью, — пояснил «ВП» суть забора на «Балтийской» главный инженер ООО «Аир».

Едем на «Балтийскую». Там синим строительным забором отсечено историческое панно в торце перронного зала. Панно «1917 год» выполнено в технике флорентийской мозаики из крупных кусков мрамора и цветных камней, на нем изображены революционные моряки Балтики и крейсер «Аврора», эпизод из Октябрьского восстания. Видеть его можно лишь малой верхней частью — нижняя, как уже сказано, перегорожена. Но это вовсе не реставрационные работы. За забором очередная подсобка: ООО «Аир», занятого заменой шпал-коротышей, как гласит информация на заборе. По-русски это называется «искусство в руках технаря».

Путевые двери на перронах, украшенные литым декором, отображающим символы героического советского флота, соседствуют с девицами в нижнем белье и без. Но это не намек на распущенные нравы красных матросов. Это креативный подход к рекламе. В общем, есть от чего прийти в ужас заслуженным музейщикам.

 

Алла РЕПИНА, фото автора
↑ Наверх