Пока Северная Ладога согрета солнцем…
или Почему финны обожают Карелию
В нынешнее жаркое лето даже северное Приладожье стало отличным местом для отдыха петербуржцев — с купанием, загоранием, рыбалкой и дивной природой. Вода в ладожских шхерах прогрелась до температуры Черного моря, а местные рыбаки потирают руки: на носу большой сезон судака! Но часто в карельских краях можно встретить и гостей из Финляндии. Это объяснимо: соседи любят так называемые ностальгические туры по местам бывших финских поселений.
Прогулка по Ладожскому озеру — настоящее приключение.
Например, недалеко от карельской Сортавалы среди прочих примечательностей есть местечко, называемое сегодня «Ладожской усадьбой». Это восстановленное по чертежам и фотографиям имение Ниэмелянхови, ныне — современный комплекс для комфортного отдыха. Сюда постоянно заезжают путешественники из Финляндии. И вот почему.
Финны приезжают в эти края за ностальгией.
Усадьба Ниэмелянхови была построена в 1892 году финским магистром, а позже советником земледелия Оскаром Петрусом Ниссиненом и располагалась в 16 километрах от Сортавалы. Площадь имения была немалой — 813 гектаров, она включала и острова в Ладожском озере. Представители старых купеческих родов Сортавалы Оскар и Вера Ниссинены (в девичестве Лисицына) устроили свое гнездо в 1892 году. Правда, осуществить мечту было непросто: усадьбы Кархутсу и Куусела, находившиеся во владении семьи Ниссиненов, перешли брату Оскара, Калле. Оскару была нужна поддержка, и не только родительская, также нужен был друг и соратник, которым и стала любимая жена Вера Лисицына. По воспоминаниям родственников, будущая супруга была не меньше мужа заинтересована в земледелии и даже посещала школы скотоводства и производства молока. Заключив брак, в 1891 году супруги, объединив свои капиталы, начали строительство собственного имения. Земельные участки выкупали частями. К 1930 году территория имения составляла 813 гектаров, 88 из которых были полями.
Так выглядело имение до революции...
...а так — сегодня.
Хозяйственный центр строили с нуля: большой двухэтажный дом с башней, каменный коровник, конюшня, жилье для прислуги и другие здания. Источником энергии был паровой локомобиль, который поднимал и нагревал воду, крутил мельницу, молотилку, пилы, сепараторы молокозавода и маслобойку. Хозяева усадьбы основали идеальный сад и вскоре обустроили свою электростанцию. Позже в Ниэмелянхови была основана семейная компания по производству кирпича.
Оскар Ниссинен даже приобрел маленький пароход «Суккела», чтобы поддерживать сообщение с Сортавалой.
Первая мировая и революция изменили размеренную жизнь семьи. Сам Оскар Ниссинен прожил до 1937 года, после его смерти, в конце 1930-х годов, имение было продано. В советские годы усадьба, как и многие другие национализированные объекты, использовалась под советские учреждения. В 1990-е часть ее сооружений была признана памятниками истории и культуры. В 2009 году началось восстановление объектов имения и приспособление их под нужды отдыхающих.
А потомки Оскара Ниссинена, которые сейчас проживают в Финляндии, да и просто туристы из Суоми с удовольствием навещают бывшее родовое гнездо…
Портреты первых владельцев усадьбы — подарок Финляндии.
В шхерах Ладоги этим летом было едва ли не теплее, чем в южных морях.