Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Открылась выставка Владимира Яшке «Персональный рай»

В Мраморном дворце Русского музея открылась персональная выставка художника, которого часто называют «дедушкой Митьков». Называется она «Персональный рай»

Охватываешь взглядом анфиладу выставочных залов Мраморного дворца и видишь — да, рай, созданный здесь, на земле, в этом холодном городе, засыпанном снегом, заполненном толпой с хмурыми лицами, заваленным мусором и запруженном вонючими автомобилями.

Зинаида с попугаем. 1996 г.


Как ему это удалось? Ведь начал он свою жизнь художника в советском Ленинграде, попав в круг художников андеграунда, многие из которых жили не просто бедно, а как бомжи. В каких-то мансардах и подвалах, на птичьих правах, без постоянной работы и твердого заработка. Маргиналы, ютившиеся на обочине общества.

Там жили проклятые поэты и художники, и у них был свой мир, свой персональный рай, а окружающее чистилище существовало в некой параллельной реальности.

«Владимир Яшке для нас самый важный художник и писатель вот почему: сейчас хорошее искусство стало печальным. Юмор недобрый, горький. Забудешься в каком-нибудь пассеизме, очнешься, глянешь окрест: что же все так паршиво вокруг? Все заср..ли, сами обоср..лись… Видно дело к Концу Света, самый конец Кали-Юги, оптимизм и бодрость только у дураков. И тут вспомнишь: а как же Яшке? Умное, счастливое и энергичное искусство, полное витамина жизни. Яшке великий художник, честно и убедительно свидетельствует: жизнь по-прежнему прекрасна и в конце Кали-Юги, и мир красив, и Зинаида Морковкина желанна каждому нормальному мужику. Нет, пока жива Зинаида Морковкина — рано еще Конца Света ждать». Лучше, чем сказал о Яшке и его светлом искусстве идеолог и создатель Митьков Владимир Шинкарев, ни одному доктору искусствоведения сказать не удастся.

«Красный трамвай». 1996 г

Про Зинаиду Морковкину надо бы объяснить. Никто эту прекрасную блондинку в глаза не видел, кроме как на картинах Яшке. Возможно, она — Галатея, которую он, подобно Пигмалиону, в тоске по недостижимую идеалу придумал, воплотил на холсте, а она возьми да шагни с картины прямо в мастерскую, заваленную картинами, подрамниками, мольбертами, заставленную, что греха таить, бутылками разного калибра — остатками вчерашней трапезы, насыщенную запахами красок, скипидара и застарелого табака.

По другой версии встретил ее художник где-то на Лиговке. И была она изрядно потаскана, да и не так чтоб очень красива, но он, поэт и художник, как громом пораженный, увидел в ней воплощение Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Так Зинаида, оказавшаяся Морковкиной, стала его Музой и главной героиней множества картин Яшке и его же стихов.

Владимир Яшке вступил в группу Митьков со своей личной мифологией, которая плавно влилась в мифологию группы — с их тельняшками и ватниками, незлобивостью, полным презрением к материальным благам и лозунгом «Митьки никого не хотят победить!»

Чтобы показать «полного» Яшке зрителям как он есть, кураторы собрали воедино его ранние и поздние вещи. На выставке в Русском музее будут показаны все главные, программные холсты, а также работы севастопольского периода, пастели, графика — всего более сотни произведений. Все представленные на выставке работы происходят из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, кроме двух холстов из собрания Русского музея.

«Персональный рай» Владимира Яшке, который вы увидите в стенах Мраморного дворца, спорит с его холодноватыми классическими и роскошными интерьерами. Но ведь существует выражение «рай в шалаше». Крымские пейзажи, морские просторы, уличные кафе, золотоволосая Зинаида Морковкина, раскинувшаяся на постели или прихорашивающаяся у зеркала… Это рай, который создал художник посреди земного если не ада, то чистилища. А раз смог он, значит, сможет каждый из нас.

↑ Наверх