Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Показания счетчиков или цифры с потолка?

Управляющие компании не могут объяснить горожанам, откуда в платежках берутся астрономические суммы за коммунальные услуги

На нашу горячую линию поступают звонки от горожан, которые в подавляющем большинстве жалуются на то, что управляющие компании и жилкомсервисы не дают никаких разъяснений, откуда в квитанциях по оплате коммунальных услуг берутся астрономические цифры.

Создается впечатление, что потребителя сознательно пытаются запутать Фото: Людмилы РЯБКОВОЙ


«А по сути — издевательство»

Вот стенограммы подобных обращений.

 «Живу в новом доме, дом оборудован приборами учета расхода коммунальных услуг, начислена плата на общедомовые нужды по нормативам потребления, из-за чего сумма в квитанции выросла более чем на 15%. В управляющей компании отказались дать разъяснения. Что мне делать?»

 «ЖКС-2 Выборгского района необоснованно завышает суммы оплаты жилищно-коммунальных услуг на общедомовые нужды. ЖКС-2 перерасчет не делает. Как быть? Куда обратиться? Людмила Васильевна. Выборгский район».

 «Антонина Степановна. Выборгский район. УК «Прогресс» необоснованно завышает суммы жилищно-коммунальных услуг на общедомовые нужды. Перерасчет не делает. Как быть? Куда обратиться?»

 «Управляющая компания завышает общую площадь дома, что существенно сказывается на увеличении сумм начисления за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Дом новый, общедомовыми приборами учета оборудован. Куда обратиться, чтобы проверить, правильно ли указана общая площадь дома и правильно ли произведен расчет на общедомовые нужды?»

Аналогичные жалобы читатели «Вечёрки» оставляют и на сайте газеты.

 Александр: «Наступило время руководителей-дилетантов и специалистов-дилетантов, как ни дико звучит последнее. Вот по телеканалу «100ТВ» выступает директор СРО управляющих компаний и на полном серьезе уверяет слушателей, что стояки холодного и горячего водоснабжения квартир на этажах не относятся к общему имуществу дома и должны ремонтироваться каждым собственником на своем этаже! Руководитель-дилетант? Хуже — неуч! И так во всем! Наша УК на полном серьезе уверяет, что на помыв лестничных клеток в ноябре израсходовано 64 тысячи ведер воды! Счетчика горячей воды в нашем доме нет, считают по нормативу. Все по закону, а по сути — издевательство. Кто же издевается?

Во всех жилкомсервисах контрольный пакет акций принадлежит ГОРОДУ!»

 Ольга: «Квартплата увеличилась на 500 руб., ничего не поняла: при чем тут общедомовые нужды, если в квартире стоят счетчики. Звонила в бухгалтерию, ссылаются на какую-то статью».

Платим все больше. Хотелось бы точно знать, за что Фото: Натальи ЧАЙКИ

Сами запутались?

Сотрудники «Вечёрки» так же, как и читатели, озадачены полученными в октябре и ноябре платежками. Даже простой анализ их содержимого повергает в полное недоумение. Судите сами.

Собственник квартиры в Адмиралтейском районе в октябре заплатил за услугу отопление (инд. нужды) 1558,78 руб., а в ноябрьской квитанции увидел в той же графе цифру 1129,36 руб. Разве в ноябре стало значительно теплее, чем в октябре, и топить стали меньше? Все это рождает смутные подозрения, что цифры в платежках берутся с потолка. Конечно, собственнику хорошо — в ноябре он заплатил меньше, но где гарантия, что в следующем месяце в квитанции не появятся еще какие-то необъяснимые цифры?

Или вот другой характерный пример. В Адмиралтейском районе в ноябре за отопление квартиры площадью 58,7 кв. м, где проживает один человек (старый фонд с высокими потолками), начислено 1129,36 руб., а в Кировском районе ЖКС №1 насчитал за квартиру площадью 60,7 кв. м с меньшей высотой потолков, где проживает также один человек, 2924,22 рубля. Это нормально?

Редакция просит разъяснить ЖКС №1 Кировского района, по каким тарифам производился расчет? Правда, за октябрь жильцам данной квартиры плата за данную услугу не начислена вообще. Значит ли это, что в ноябре с них взяли сразу за два месяца?

Корреспондент «ВП» пыталась связаться с ЖКС №1 Кировского района, но телефон там все время занят. Что неудивительно: слишком много вопросов оставляют квитанции, вот горожане и обрывают телефоны. А может, сотрудникам означенного ЖКС просто нечего сказать горожанам: они сами запутались?

Рядовой потребитель абсолютно беззащитен

После неоднократных попыток удалось дозвониться до бухгалтерии РЖА Адмиралтейского района, начисляющей квартплату жителям одноименной территории.

— Можно задать вопрос о квартплате? — деликатно осведомился журналист.

— Попробуйте, — индифферентно ответил голос в трубке.

— Почему в октябре мы заплатили за услугу «отопление (инд. потребление)» значительно больше, чем в ноябре? Тариф снизился?

— Читайте постановление правительства Российской Федерации № 354 и постановление правительства Петербурга №250Р, — нервно посоветовал голос. —  

С 1 ноября оплата за тепло производится по показаниям общедомовых счетчиков, а в октябре начислялась по нормативу.

— Значит, по общедомовым счетчикам мы будем платить меньше?

— Все зависит от показаний счетчика. Когда наступят холода, то может быть перерасход тепла, тогда величину перерасхода будут раскидывать на все квартиры.

— А что происходит с водоотведением? В ноябрьских квитанциях в этой графе прочерк…

— С водоотведением пока неясно, ждем дальнейших указаний сверху, а вообще читайте постановления, — на том конце повесили трубку.

Увы, картина яснее не стала. 

Один из коллег принес объявление, которое вывесило в его доме правление и где попыталось объяснить, как же в ноябре и октябре начислялись коммунальные услуги.

Приводим текст с некоторыми сокращениями (орфография сохранена):

«Начисление по всем видам услуг, то есть квитанции на квартплату, производятся в конце текущего месяца на последующий: так плата за октябрь начисляется в конце сентября, за ноябрь — в конце октября и так далее. А счета-фактуры на оплату отопления из ГУП «ТЭК Санкт-Петербург» приходят за октябрь — в ноябре, за ноябрь — в декабре и так далее.

Поэтому начисления за услуги по отоплению будут производиться следующим образом: в квитанции за ноябрь сняты начисления по отоплению за сентябрь — нет отопительного сезона. За октябрь — нет счета-фактуры, начисленная услуга по отоплению за ноябрь по нормативу будет откорректирована. За отопление октября будет произведено начисление по счету-фактуре при получении ее и при расчете квитанций за декабрь. Расчет квитанций за декабрь будет произведен по нормативу с последующей корректировкой.

Предупреждаю: начисления за отопление зимой будут очень большими. Зато в летний период (нет отопительного сезона) их не будет».

Если поднапрячь голову, то можно разобраться в этой запутанной арифметике. Однако отчего же все-таки она такая запутанная? Почему специалисты, сидящие в министерствах, ведомствах и профильных институтах, не разработают четкой и ясной схемы, которая была бы понятна каждому? Разве может простой потребитель проконтролировать правильность начисления оплаты, если она производится таким образом, как описано в вышеприведенном объявлении? Разумеется, нет. То есть рядовой потребитель абсолютно беззащитен.

Простые советы, как не дать себя обмануть

— Существует немало способов обмануть жителей, — считает Владимир Протасенко, юрист Общества защиты прав потребителей Санкт-Петербурга. — Например, увеличить сумму общедомовых платежей за электроэнергию, включив в квитанцию площадь лестничных пролетов — ведь освещается каждый подъезд. А проверять эти цифры вряд ли кто-то будет. Часто жители, сами того не подозревая, платят из своего кармана за свет, тепло и воду, потребляемые расположенными на первых этажах или в подвалах магазинами, кафе и разными фирмами, — в квитанциях указываются показания общедомового счетчика, из которых не вычли суммы потребленного тепла, воды или электроэнергии арендаторами. Чтобы не дать себя обмануть, надо быть предельно внимательными. Например, в зимнее время общедомовой расход воды не может быть большим, потому что поливать газоны не надо. Достаточно только мыть полы в подъезде.

В случае, если в квитанции появились настораживающие цифры, советует юрист, необходимо зафиксировать факт своего обращения в службы коммунального сервиса. Это можно сделать, подав заявление в управляющую компанию и получив при этом отметку ее сотрудника на копии заявления, отправить заявление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Либо просто записать телефонный разговор на диктофон с указанием даты и времени.

Важно при этом узнать и записать должность, имя и фамилию сотрудника, к которому вы обращались. Эти документы могут пригодиться в суде, если коммунальщики не согласятся исправлять допущенные ошибки в расчетах. Полезно привлечь к своей борьбе с коммунальщиками соседей. В качестве свидетелей. Это придаст больший вес и значимость вашим претензиям при обращении в суд.

P. S.

Дописав данную статью, автор отправилась на открытый урок для жителей на тему «Квартирная плата: почему мы столько платим», который проводит жилищный комитет, захватив с собой квитанции коллег и надеясь прояснить вопросы, интересующие наших читателей.

↑ Наверх