Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 апреля 2024

Похоронное благоустройство понравилось не всем

Мемориал «Аллея гордовцев» в Ломоносове облагородили так, что несколько рядов могил сровняли с землей

Накануне 8 сентября к нам в редакцию пришло письмо от читателей — еще одна жалоба на «бережное» отношение к воинским захоронениям. На этот раз речь идет о мемориальном кладбище на Краснофлотском шоссе, 16, названном «Аллея гордовцев» в честь экипажа подорвавшегося на мине и затонувшего 14 ноября 1941 года у мыса Тахкуна эсминца «Гордый».

А раньше стоял высокий металлический памятник

Это кладбище бывшего 37-го военно-морского госпиталя, который работал там в период Великой Отечественной войны. На нем похоронены не только краснофлотцы, но и защитники Ораниенбаумского плацдарма и другие участники войны, умершие от ран в госпитале, и гражданские лица. Читатели обратили наше внимание на то, что ради благоустройства целые ряды могил были стерты с лица земли. Нина Данильченко рассказала в письме о судьбе своего деда Мазюка Петра Филимоновича, который во время войны был директором Ижорских заводов, потом служил в ижорском ополчении.

Также Нина Илларионовна рассказала о том, что сейчас прозвучит странно, — о судьбе его могилы: «У нас в семье (не только у нас, пострадали еще несколько семей) беда. Мы столкнулись с актом вандализма, надругательства над могилами. Мой дед лежал в госпитале в мае — июне 1945 года в г. Ломоносове по адресу: Краснофлотское шоссе, 16. При госпитале было кладбище, где и похоронен мой дед (12 июня 1945 г.). Это не было чисто воинским захоронением, так как здесь были могилы и гражданских лиц, и даже детей из Кронколонии (Кронштадтская колония — исторический район Петербурга. — Прим. ред.), Ораниенбаума и окрестностей. Кладбище постепенно зарастало, деревянные таблички, которые ставили во время войны, сгнили, но на тех могилах, которые посещали родственники, стояли памятники, кресты, колонны, были раковины.

К 70-летию Победы кому-то в голову пришла мысль облагородить кладбище. Все памятники и прочее были снесены, могилы сровняли с землей, кое-где сделали небольшие прямоугольники из цемента, поребрики, проложили дорожки, где были могилы. На могиле моего деда сейчас прямоугольник каменный. Так же выглядят и другие могилы, которые не замостили дорожками. Чисто, пусто, безымянно... Я посещала кладбище с 7 лет. Мои дети, внуки и правнуки знают, где похоронен дедушка. Знают, что войну, погибших людей, их могилы забывать нельзя. А что я скажу наследникам сейчас? Другие семьи пишут письма в разные инстанции. Мы все хотим одного: памятники должны стоять там, где их поставили».

Мы узнали, что за содержание, эксплуатацию и благоустройство кладбища отвечает ООО «Похоронное бюро Кронштадтского района», и связались с его генеральным директором Романом Федоровым.

— Странно люди рассуждают, — заявил гендиректор. — Кладбище было заброшено. И когда оно было заброшено, они не жаловались. А сейчас мы все благоустроили. Кстати, не на бюджетные деньги, а на собственные средства за счет доходов от действующих кладбищ, которыми мы управляем. Мы дорожки проложили, поребрики установили. Все красиво стало, а люди недовольны.

Но, например, Нина Илларионовна рассказала, что памятник ее деду ставили в свое время матросы, он был из корабельного металла. И был очень дорог ей. Да, она единственная сейчас добилась, чтобы к 8 сентября на каменной плитке было выбито имя ее деда, остальные плиты пока пустые. Но она бы хотела, чтобы на могиле ее деда стоял тот исторический памятник. И у других людей, наверное, похожее желание. Только старые надгробия сейчас свалены в дальнем конце кладбища, в кустарнике. Так пока и лежат.

Сейчас место захоронения выглядит так

По сути же благоустройство необходимо. Но как оно должно проводиться? Мы уточнили у экспертов Информационно-аналитического центра «Помним всех поименно». Они объяснили, что с «Аллеей гордовцев» вообще не должно быть проблем с мемориалами и надгробиями:

— Это с неучтенными могилами бывает сложно (напомним, мы неоднократно рассказывали о таких ситуациях на страницах «Вечернего Петербурга»). Но у кладбища «Аллея гордовцев» есть учетная карточка. Оно официально входит в воинские захоронения Петродворцового района. Есть полные сведения о захороненных — фамилии 205 краснофлотцев, красноармейцев и гражданских лиц. И по закону на «Аллее гордовцев» должна стоять стела со всеми фамилиями. Только правильными. Например, имя деда Нины Данильченко написано неправильно. А ведь все районы к 70-летию Победы получили средства из городского бюджета на инвентаризацию учтенных воинских захоронений и исправление в них ошибок. Но это уже другая история.

А по поводу стелы с именами Роман Федоров объяснил, что это уже не относится к полномочиям похоронного бюро. Вопросом организации мемориала должны заниматься в комитете по потребительскому рынку (все кладбища находятся в его ведении. — Прим. ред.) или в администрации Петро­дворцового района.

Фото предоставлены Ниной Данильченко
↑ Наверх