Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Похоронные тарифы хотят раcкрыть

Помогут ли навести порядок в сфере ритуальных услуг законодательные новшества?

Федеральные чиновники решили, что рынок ритуальных услуг должен стать прозрачнее. По их мнению, для этого все цены на товары и услуги, связанные с похоронным делом, должны публиковаться в открытых источниках. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже подготовила соответствующие поправки в закон о погребении и похоронном деле.

Для фирм, работающих в сфере ритуальных услуг, должны быть единые правила и лицензионные требования.

В законопроекте говорится, что гражданам должен быть «в круглосуточном режиме» обеспечен доступ к информации о гарантированном перечне услуг по погребению и стоимости похоронных услуг и товаров. Обеспечивать доступность должны органы местного самоуправления. Все сведения о ценах должны будут размещаться на сайтах местных администраций, на зданиях администраций кладбищ, в местных СМИ. По мнению антимонопольщиков, это поможет защитить права граждан.

Закон «О погребении и похоронном деле» гарантирует «предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего». По данным сайта «Реквием.ру», сейчас размер этой помощи — 834 рубля. На что этих денег хватит? Даже на кремацию одного «невостребованного тела» город выделяет более 1300 рублей. Согласно прейскурантам ритуальных служб (ценники, кстати, и так есть на их сайтах), «гроб простой без постели» обойдется родственникам усопшего примерно в 3200 — 3700 рублей, «гроб простой с постелью» — в 4300 — 4500, еще несколько тысяч уйдет на перевозку гроба с телом, 4 тысячи — за кремацию, 50 — 100 тысяч — за место на кладбище.

— Я недавно хоронила отца, все было скромно, но получилось очень для меня дорого — 80 тысяч рублей. Пришлось брать кредит в банке. Но я знаю, что многим похороны обходятся дороже: и в 120, и в 150 тысяч рублей. И это не какие-то роскошные похороны, а рядовые, — пишет на одном из форумов петербурженка Лариса.

В Петербурге регулированием сферы ритуальных услуг занимается комитет по потребительскому рынку. У него есть подведомственное предприятие — ГУП «Ритуальные услуги», и еще около 30 фирм, по данным комитета, работают в той же сфере.

— На самом деле таких фирм намного больше, — считает президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш. — Сейчас кто угодно и как угодно может оказывать ритуальные услуги — вот главная проблема. Сначала надо определить, какие фирмы могут работать на этом рынке, нужно создать для них единые правила, лицензионные требования. По мнению Павла Кодыша, без этого никакая «прозрачность цен» потребителя не защитит. Она не может остановить дельцов, желающих сорвать куш на продаже товаров и услуг людям, которые столкнулись со страшным горем — смертью близкого человека. В таком состоянии не до подсчета купюр, не до анализа цен. 

— Мало того, правило «прозрачности» легко обойти. Представим себе, что две фирмы, продающие ритуальные товары, договорились между собой: одна опубликовала высокие цены, а другая — низкие. Клиент сравнит и поспешит туда, где дешевле. А фирмы-«заговорщицы» потом поделят деньги, превратив «доступность информации» в обычный рекламный ход! Так что это бесполезно, — считает специалист. — В любом деле нужно начинать с наведения порядка и определения строгих и четких правил. И похоронное дело  не исключение.

↑ Наверх