«Покупаю, не отходя от компьютера»
Интернет-торговля у нас законами не регулируется
Сегодня многие, особенно молодые люди, которые на ты с Интернетом, предпочитают делать покупки, сидя у компьютера. Кроме того, есть сайты, типа виртуального секонд-хенда, через которые можно не только покупать, но и продавать ненужные вам, но вполне еще приличные вещи.
«Потребитель» попросил посетителей интернет-магазинов поделиться опытом, на что в первую очередь надо обращать внимание, приобретая или продавая что-либо через сайты, и как застраховаться от всевозможных обманщиков и шутников.
Как застраховаться от розыгрыша
Сергей Тихонов, начальник отдела по связям с общественностью:
— С тех пор как у нас появился ребенок, все время приходится не только что-то покупать через Интернет, но и продавать, ведь малыш очень быстро вырастает из всех вещей. Есть специальный сайт (он уже рекламирует свои услуги на телевидении), где люди предлагают бывшие в употреблении вещи, но в хорошем состоянии. Через этот сайт мы, например, купили автомобильное кресло для ребенка, а когда он подрос — продали его и купили другое, побольше. Через этот же сайт купили и обыкновенное детское кресло на высоких ножках, в котором ребенок сидит за столом.
В Интернете продавец и покупатель находят друг друга без посредников. Продают все подряд: бытовую технику, телевизоры, детскую одежду по приемлемым ценам. Кроме детских вещей я продавал монитор от компьютера и кронштейн для телевизора. Хотел побыстрее избавиться от этих вещей и продавал их по минимальным ценам. Перед тем как разместить объявление о продаже, посмотрел, по каким ценам продаются аналогичные товары на этом же сайте. Мне удалось довольно быстро продать и монитор, и кронштейн.
Как понять, что тебя не дурят? В принципе я готов к тому, что кто-то позвонит и скажет: «Я по объявлению в Интернете. Хочу купить вашу вещь», а потом окажется, что это розыгрыш. Никто от этого не застрахован. Но по тому, какие вопросы человек задает по телефону, можно понять, адекватен он или нет. Если он интересуется, как долго вещь была в употреблении, какой она фирмы и т. д., то ясно, что его намерения серьезны. Так же происходит, когда сам что-либо покупаешь. Если ты звонишь, а на том конце кто-то хихикает, естественно, надо сразу прекращать контакт.
Но вот вы договорились, и надо назначать встречу, чтобы совершить покупку или продать вещь. Если это крупный предмет, придется приглашать домой. Например, за монитором ко мне приезжали домой. Лучше перед этим встретиться где-то на нейтральной территории — посмотреть на человека и еще раз обговорить детали операции. Если человек действительно настроен серьезно, он придет, ты на него посмотришь и тогда уже можешь пригласить домой. Конечно, лучше, когда дома еще кто-то есть. Мы были вдвоем с женой. При этом надо понимать, что люди, которые приходят за покупкой, тоже боятся идти в чужой дом с деньгами.
В свою очередь, отправляясь за небольшой покупкой, лучше назначать встречу где-то в оживленном месте. Но, если идешь к кому-то домой, надо, чтобы домашние знали, по какому адресу ты отправляешься.
Какие вопросы надо задавать, когда покупаешь в интернет-секонд-хенде? Надо обязательно уточнить, как долго использовалась вещь. Выяснить, в каком она состоянии, какие есть объективные минусы. Например, когда мы покупали детское кресло, при расспросе выяснилось, что оно абсолютно новое, но немного уцененное из-за пары царапин. Продавал его магазин.
Чтобы продать вещь, надо сделать хорошие фотографии с нескольких ракурсов и выложить на сайт.
Тщательно выбирайте вещи!
Анна Елагина, молодая мама, домохозяйка:
— Я покупаю одежду на сайтах. Потому что нет времени ходить по магазинам. Это сайты крупных известных иностранных каталогов. Там представлены разнообразные модели. Ты смотришь, выбираешь понравившуюся вещь, затем в таблице размеров находишь свои размеры, заполняешь заявку. Через день-два на сайте сообщается, что твоя заявка принята. Тебе высылают вещь почтой наложенным платежом. Приходишь на почту, оплачиваешь, получаешь посылку. Дома меряешь, если тебе подходит, то оставляешь. Если нет, то в посылке уже вложено заявление на возврат. Ты его заполняешь и отправляешь посылку назад наложенным платежом. Через какое-то время тебе переводом пересылают деньги. Но я никогда еще не отправляла назад присланные вещи. Мои подруги тоже покупали таким образом, и им всегда нравилось.
Возвратов не было, потому что тщательно выбирали. Вещи, приобретенные таким образом, дешевле, чем в магазине, потому что нет наценок за аренду помещений и за свет, газ и т. д. Но пока в Интернете не такой большой выбор, а магазины часто продают товары через Интернет без всяких скидок. Да еще и за доставку с курьером (можно и такую услугу заказать) надо доплачивать 200 — 300 рублей.
Покупать обувь таким образом не рискую, так как ее все-таки желательно мерить, хотя на сайтах указывается не только размер обуви, но и полнота ноги, подъем и высота каблука. Можно заказать сразу несколько пар обуви разных размеров и примерить их дома в спокойной обстановке.
Для многих женщин поход в магазин — это развлечение, приятное времяпровождение, поэтому думаю, что покупки через Интернет совершают только очень занятые люди.
Самый популярный товар в онлайн-магазинах — одежда
- Большая часть россиян никогда не пользовалась услугами интернет-магазинов. Согласно данным ВЦИОМ, покупок в cети не делали 71% жителей страны. В основном эти люди проживают в малых городах и селах (78%), в Москве и Санкт-Петербурге доля таких респондентов существенно ниже (57%).
- Остальные участники опроса (29%) хоть раз да занимались онлайн-шопингом. Самые востребованные в интернет-магазинах товары — одежда и обувь (9%). В топ-5 популярных покупок также вошли предметы электроники, книги, авиа-, ж/д билеты и путевки (по 7%), а также мелкая бытовая техника (6%).
- Кроме того, опрос ВЦИОМ показал, что Интернетом сегодня пользуется половина россиян (49%), причем значительная часть — ежедневно (30%).
- Самые активные пользователи Всемирной паутины — это 18 — 24-летние (70%), высокообразованные респонденты (54%), россияне с высокой самооценкой материального положения (52%) и жители обеих столиц (47%).
Приходится надеяться на порядочность продавца
Дмитрий Астахов, председатель Городского общества прав потребителей:
— Всех интернет-продавцов и интернет-покупателей хочу сразу предупредить, что в нашей стране пока еще не приняты законы, регулирующие этот вид деятельности, соответственно он не контролируется надзорными организациями. Поэтому надо отдавать отчет в том, что, покупая товары или заказывая какие-либо услуги через Интернет, вы рискуете. Так как защитить ваши права в том случае, если вам доставят некачественный товар, будет крайне сложно. Поэтому вы можете надеяться только на собственную осмотрительность и порядочность продавца.
Лично я пока предпочитаю делать покупки в стационарном магазине, несмотря на то что интернет-магазины часто предлагают эти же товары по более низкой цене. И еще хочу предупредить, что покупка товаров через социальные сети или сайты у физических лиц не подпадает под регулирование Законом «О защите прав потребителей».
Самые рискованные покупки — дорогостоящие. К ним относится, например, бытовая техника и электроника. Сейчас многие всем известные бренды открыли свои интернет-магазины и предлагают покупать через них, например, цифровую технику: фотоаппараты, мобильные телефоны и т. д. Лучше, на мой взгляд, такие вещи покупать в обычном магазине: проверить при продавце, как работает устройство, осмотреть, нет ли повреждений. Этим вы себя застрахуете от лишних хлопот, волнений и потери денег.
Что делать, если все же через Интернет вам сбыли некачественную технику? Если гарантия не истекла, можно потребовать отремонтировать аппарат или заменить его на исправный той же модели. Также вам должны бесплатно заменить вещь, если курьер по ошибке привез не ту модель. Что делать, если интернет-магазин отказывается от выполнения ваших требований? Нужно написать заявление-претензию, в котором следует указать, что магазин отказывается от выполнения договора купли-продажи. В претензии следует потребовать вернуть уплаченную сумму, как положено по закону, в течение 10 дней. Также можно добавить, что от ремонта некачественной техники вы отказываетесь, если ее починка не входит в ваши планы. Претензию в бумажном виде нужно вручить представителям интернет-магазина и получить отметку о приеме на втором экземпляре. Если претензию не принимают, следует отправить ее на адрес магазина заказным письмом, с обязательным уведомлением о вручении. Если интернет-магазин никак не реагирует, — подавайте в суд.
Выбор колбасы и фруктов лучше никому не доверять
Григорий Сохно, менеджер по продажам:
— Часто заказываю еду на дом. Например, пиццу, суши и т. д. Сидишь у телевизора, попиваешь пиво и ешь вкусное блюдо. Но у меня есть правило: заказываю только в тех кафе или ресторанах, в которых сам побывал и убедился, что там прилично готовят. Естественно, время доставки зависит от расстояния. Обычно доставляют за час-полтора, два. Некоторые фирмы за доставку вообще ничего не берут, а другие назначают чисто символическую цену. На всякий случай в квартиру разносчиков не пускаю, рассчитываюсь и забираю еду на лестничной площадке.
Постепенно начинаю покупать через сайты и продукты. Некоторые магазины существуют только в Интернете. И у них продукты, как правило, дешевле. Но прежде чем покупать в таком магазине, надо как следует проверить его: зайти в раздел «о компании» и проверить наличие полных реквизитов с указанием всех ИНН, ОГРН, ОКПО, а также телефонов и адресов. Если этих данных на сайте продавца нет, лучше не вступать с ним ни в какие отношения. Не мешает позвонить по одному-двум телефонам, которые даны на сайте, иногда они оказываются вымышленными.
Хорошо то, что продукты доставляются в удобное для меня время. Обычно я заказываю в обеденный перерыв, а вечером, приходя домой, получаю продукты. Доставка стоит примерно около 200 рублей. При этом тебе не надо толкаться после работы в переполненном супермаркете и стоять в очереди в кассу. Кроме того, приходя в магазин, я попутно делаю еще какие-то покупки, которые мне на самом деле не нужны, просто они сейчас попались на глаза, а в Интернете нет никаких соблазнов, покупаешь только то, что наметил.
Что из продуктов стоит покупать через Интернет, а что нет? Я покупаю полуфабрикаты, консервы, крупы, макаронные изделия, яйца, а также соки, минеральные и газированные напитки, алкоголь. Не рискую покупать то, что быстро портится: пирожные, торты, молочную продукцию, мясные и колбасные изделия предпочитаю выбирать сам. Несколько раз мне доставляли засохший хлеб, поэтому его я тоже покупаю в настоящем магазине. Выбор фруктов и овощей также никому не доверяю. Так как помидоры, например, могут привезти недозрелыми или, наоборот, переспелыми.
Российский рынок заполонили подделки
Доля подделок в сфере легкой промышленности составляет в России 37% от общего оборота. Парфюмерия, косметика и бытовая химия подделываются в меньшем количестве — от 15 до 30% от общего оборота. Таковы результаты операции «Контрафакт», которую провело весной 2011 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России.
В ходе операции была пресечена незаконная деятельность 73 предприятий и подпольных цехов, производивших контрафактную продукцию, закрыты за нарушения 70 интернет-сайтов. Выявлено также, что значительно снизилась доля контрафактной аудио- и видеопродукции вследствие развития интернет-ресурсов: от 15 до 20% сегмента рынка. «Фирмы-штамповщики» прекращают свою деятельность ввиду нерентабельности, по некоторым прогнозам, в ближайшие годы спрос на контрафактные диски упадет еще на 20 — 30%, сообщают в правоохранительном ведомстве.
В сегменте парфюмерно-косметических товаров, бытовой химии и продуктов питания фальсифицированными оказались от 15 до 30% продукции.
Значительный вклад в развитие контрафактного рынка в России вносят иностранные производители. Основными регионами поставок в Россию подделок и фальсифицированной продукции остаются страны Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур, Индия и др.), а также Болгария, Турция, Польша и Украина. При этом уровень изготовления контрафакта на территории Российской Федерации по сравнению с объемом поступающих из-за границы подделок незначителен.
Светлана Яковлева