Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Поле битвы — «Ленфильм»

Старейшую киностудию страны снова лихорадит. Катализатором панических настроений стало открытое письмо Алексея Германа и Александра Сокурова премьер-министру

Многие решили: поскольку такие тяжеловесы бьют тревогу, значит, дела на «Ленфильме» совсем плохи. В послании сквозит тревога относительно судьбы киностудии в связи с грядущей приватизацией. Мастера экрана считают: «Начинается постепенное и, казалось бы, необратимое поглощение киностудии «Ленфильм», национального общественного достояния, сильной финансовой группой». Имеется в виду поглощение «Ленфильма» концерном «Всемирные русские студии» и включение в состав холдинга «Система масс-медиа» (СММ), объединяющего медиаактивы АФК «Система». Это, по мнению режиссеров, следует из проекта постановления правительства об учреждении открытого акционерного общества «Объединенная киностудия «Ленфильм» и проекта президентского указа «Об открытом акционерном обществе «Объединенная киностудия «Ленфильм».

Этот пулемет Чапаева еще пригодится для защиты «Ленфильма»!. Фото: Натальи ЧАЙКИ

По сведениям Германа и Сокурова, «сто процентов акций киностудии «Ленфильм» оцениваются всего в 105 миллионов рублей», так что «мы, по сути, являемся свидетелями осуществленного банкротства киностудии».

«ВП» удалось связаться с представителями АФК «Система» в Москве. Вот как прокомментировала ситуацию руководитель пресс-службы Юлия Белоус: «АФК «Система» совместно с государственными ведомствами ведет поиск возможных вариантов государственно-частного партнерства на базе «Ленфильма», которое бы позволило успешно развиваться одной из старейших киностудий нашей страны, находящейся сейчас в бедственном хозяйственном положении. Для нас важно сохранить традиции и творческий коллектив, приумножив бизнес-потенциал кинокомплекса. Однако на настоящий момент никаких конкретных решений по созданию такого партнерства не принято, оценка актива не произведена, поэтому говорить о деталях возможного партнерства преждевременно».

Оппоненты авторов письма утверждают: в уставе «Ленфильма» (http://www.lenfilm.ru/Documents/Ustav.pdf) на пятой странице написано, что 105 млн. рублей — это уставной капитал киностудии. Уставной капитал и оценка компании — две абсолютно разные вещи. По закону оценку заказывает Росимущество, поскольку «Ленфильм» — ФГУП, а оно может заказать оценку только после постановления правительства, которого пока еще нет.


Мнения:

Владимир Бортко, кинорежиссер:
— Я заведомо против приватизаций, особенно если речь идет об объекте, связанном с творческими процессами. Отлично понимаю, почему такой вопрос возник: в прекрасном районе 4 га земли — это такой лакомый кусочек, о котором можно только мечтать, ведь он сам по себе может принести баснословные прибыли. О каком кино может тут идти речь? На словах те, кто претендует на эту площадь, очень лояльны — они обещают использовать территорию «Ленфильма» во благо искусства. Но искренни ли они, действительно ли готовы потратить собственные средства на развитие студии? Этого не знает никто, и, конечно, те, для кого дорог «Ленфильм», волнуются, переживают. Это вполне естественно. Однако, на мой взгляд, корень проблемы глубже — он заложен в известном недавнем постановлении о финансировании нашего кино: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ деньги выделены только нескольким ЧАСТНЫМ компаниям с тем, чтобы они снимали «хорошее», пользующееся успехом кино. Однако успехи эти пока крайне незначительны, зато старейшая ГОСУДАРСТВЕННАЯ студия осталась без финансирования, и, как нетрудно догадаться, сразу же возник вопрос о ее приватизации.
На мой взгляд, было бы разумно вернуться к хорошо себя зарекомендовавшей советской модели бюджетного финансирования только ГОСУДАРСТВЕННЫХ студий. Их три — «Ленфильм», «Мосфильм» и бывшая Свердловская киностудия. До наступления светлой эры капитализма они неплохо справлялись со своими обязанностями. К тому же финансирование государственных студий отнюдь не исключает участие частного капитала в производстве фильмов, однако оно позволяет государственным студиям развиваться и снимать фильмы, ориентированные на российского зрителя.

Андрей Сигле, композитор, продюсер всех последних фильмов Александра Сокурова:
— В Петербурге существует уникальное государственное предприятие «Ленфильм», которое имеет свои традиции и, несмотря на трудности, продолжает работать, производит фильмы. Имеется в нашем городе и частная компания «Всемирные русские студии», которая долгое время занималась исключительно производством коммерческой продукции и сериалов. Однако у этой фирмы неожиданно появились непомерные амбиции. Я не возражаю, когда капиталы вкладываются в кино, но желание руководства этой студии забрать все лучшее, что было создано у нас (а это — уникальная фильмотека, материальное обеспечение, высочайшие специалисты с большим профессиональным опытом), и тем самым заложить фундамент крупнейшего кинопредприятия «планеты всей» мне кажется сомнительным — ведь никто из авторов этой идеи не стоял у истоков того «Ленфильма», который прославился на весь мир. Как же можно отбирать у людей это всеобщее достояние? Да еще получить его за поистине смехотворную сумму — 105 млн. рублей? Если бы нынешние работники «Ленфильма» знали, что цена столь невелика, я уверен, они бы напряглись и выкупили свое предприятие. Но нет! Все решения принимаются келейно. Это неправильно. Необходима гласность в таком важном вопросе. Я знаю, что недавно Владимир Путин все-таки решил «полюбовно» вопрос относительно другой киностудии — «Союзмультфильма». Так почему в Санкт-Петербурге нельзя обсудить аналогичную проблему с участием всех заинтересованных сторон?

Марина Азизян, одна из наиболее опытных художников-постановщиков «Ленфильма»:
— Уверена, что грабеж «Ленфильма» начался давно. После революционных событий 1917 года Александринскому театру и «Ленфильму» достались основные экспроприированные сокровища — драгоценности, мебель, костюмы, оружие, даже кареты. Сейчас от той коллекции мало что осталось. Как-то постепенно все исчезало. Помню, как демонстративно во дворе «Ленфильма» двое рабочих пилили уникальный белый рояль. Это было принятое в то время плановое списание «устаревших» вещей. Многие работники студии тогда возмущались подобным варварством. Но «списания» продолжались. Для героини Марины Неёловой из фильма «Старая, старая сказка» я заказала связать частным образом роскошное шерстяное платье (тогда ведь в магазинах ничего не было!). Когда же я захотела использовать этот наряд в другом фильме, его в наличии не оказалось. Подобным образом исчезали другие раритеты. Как-то ловко с ними расправлялись, а по сути — прикарманивали. Порой жалко становится: лучше бы я сама похитила, к примеру, целый сундук с костюмами и предметами петровской эпохи — хотя бы нашла им достойное применение в новых киноработах. А так — пропали и золотая вышивка, и потрясающей красоты статуэтки. А ведь художник-постановщик, приступая к работе над любой картиной, должен четко представлять, что имеется в наличии, на какие вещи можно полагаться. Поэтому цех реквизита мы знали как свои пять пальцев. И вот недавно, работая над художественным оформлением фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное возвращение на родину», я зашла в цех реквизита «Ленфильма» и обомлела — от прежних богатств ничего не осталось. Сидят две пьяные работницы. И все. Жалкое зрелище.

Подготовил Дмитрий Соловьев
↑ Наверх