Полтысячи лучших — это только начало
Подведены итоги первого рейтинга российских школ. Из 47 тысяч выбрано 500 и заявлено, что рейтинг — объективнейший
Результаты были озвучены в РИА — Новости посредством видеомоста Москва — Петербург — Томск. По нашу сторону были вице-губернатор Василий Кичеджи и председатель комитета по образованию Жанна Воробьева, с томской стороны — тоже представители власти, а также учителя, от Москвы рейтинг комментировали руководители системы образования страны — заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк и директор министерского департамента госполитики в сфере общего образования Анастасия Зырянова.
Умные дети есть везде. И прекрасные учителя есть везде. Хотя финансовые возможности у школ разные.
Но главный спич держал Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования, — этот центр и проводил исследование. С ним (с исследованием то есть) особенно не мудрили. Никаких экспертов, никакой субъективности — только факты. Только два критерия: первый — результаты учеников по ЕГЭ и второй — «умение школы развить талант школьника», что оценивается призами и победами во Всероссийской олимпиаде, причем именно в финале.
Объективность ЕГЭ, как известно, «вопрос, конечно, интересный». Кто-то из журналистов даже поинтересовался, не отличились ли по этому параметру, скажем, школы Дагестана (они, напомним, показали в этом году выдающиеся результаты, да и в прошлые годы «радовали»). Но Иван Ященко растолковал: скандалы скандалами, а все-таки есть статистика, и Центр исследовал всю базу результатов ЕГЭ, причем за несколько лет. По его словам, это репрезентативно. К тому же исследователи не принимали во внимание 100-балльные результаты. Исходили из того, что если в вузах принимают обычно по сумме баллов за три предмета, и это 190 баллов — то столькими баллами школа и должна обеспечить своих учеников.
Самый потрясающий (по словам Ольги Голодец) результат рейтинга в том, что перечень не вышел этаким московским. То есть, конечно, столичных школ в нем большинство — восемь десятков. Но в лидерах идут и Екатеринбург, и Саранск, и Новосибирск, и Брянск, и Тамбов. Собственно, «по местам» расставили только 25 лучших школ, и из них на третьем месте — петербургский физмат-лицей №239 и на восемнадцатом — гимназия №56. Остальные не ранжированы, то есть формально равны (вообще в топе-500 18 петербургских школ).
Что отметили во вторую очередь: в рейтинге с именитыми школами-долгожителями ноздря в ноздрю шли школы, появившиеся уже в постсоветское время. Показательный пример: рейтинг возглавил лицей №1535. Слышали о таком? Вот мы тоже. В смысле, тоже не слышали. А школа им. Колмогорова при МГУ, о которой мы много слышали, — на втором месте.
Чрезвычайно порадовали сельские школы: 54 из них пробились в рейтинг. Читай так: несмотря на условия (бог знает какие, но уж не столичные точно), они умудрились взрастить учеников, которые и выпускные экзамены блестяще сдают, и призы в финале олимпиады получают.
Иван Ященко вообще отметил, что исследование показало: никакие такие условия не дают школе «индульгенцию», дескать, средств мало — вот и результаты не ахти. Сильные дети есть везде. Отличные учителя есть везде. Один журналист углядел в списке рязанскую школу, директор которой сетовала ему на нехватку денег на ремонт. Зато не обнаружил в этом списке московскую небедную школу, «конфетку», в которой учатся его дети.
Василий Кичеджи если и ожидал от Петербурга большего (сказал, что знает с десяток школ, которые могли бы быть в топе-25), но большее опасение выразил по поводу того, не приведет ли такая ранжировка «к сословности». Пресса, в общем, тоже интересовалась — не будут ли брошены силы и финансы на «топовые» школы и не захиреют ли те школы, что в рейтинг по каким-то причинам не вошли?
Наталья Третьяк категорически попросила не считать «нерейтинговые» плохими. Это далеко не так: например, школа может пухнуть от всевозможных побед на уровне субъекта Федерации, но не проявить себя на уровне федеральном. Или, положим, школа может возиться со «сложным контингентом», который в массе своей никогда не наберет 190 баллов по трем предметам, — и это мужество школы бесценно.
Топ-500, сказали чиновники, это скорее ориентир, пример. И результат независимой оценки, о необходимости которой прямо сказано в новом законе об образовании. К тому же никаких грантов от Минобрнауки «топовые» школы не получат — разве что региональные власти как-нибудь их отметят.
Рейтинг, возможно, будет дорабатываться — впрочем, представители томских властей отметили, что критерии особенно расширять не нужно, а то «размоется оценка».
Сам перечень 500 лучших школ опубликован на сайте РИА «Новости». Обнаружите там свою школу — поздравляем. Не обнаружите — не отчаивайтесь. Про рейтинг сказано: «Это только начало».