Помогите избавиться от таких помощников!
Очередная «разводка» аферистов довела блокадницу до сердечного приступа
Сколько раз предупреждали горожан: будьте бдительны, мошенники охотятся на доверчивых людей, изобретают все новые способы отъема денег у населения, но все равно простодушные люди попадаются на удочку аферистов…
Врачи предупреждают: по телефону они не сообщают никаких диагнозов и тем более способов лечения никогда не предлагают! Не верьте, повесьте трубку. Фото: Натальи ЧАЙКИ
«У вас плохие анализы»
Звонки и письма наших читателей подтверждают: мошенники находят все новые способы отъема денег у пенсионеров. То читатель пожалуется, что какие-то люди, прикидываясь социальными работниками (у них папочки в руках и список жильцов!), ходят по квартирам и предлагают медицинский аппарат за 3 тысячи рублей… То к кому-то зашли в квартиру «работники жилконторы» и пригласили на собрание — там тоже предлагали «болеизбавитель», только за 2 тысячи рублей. Кого-то пытались выманить из квартиры под предлогом оформления субсидий в Пенсионном фонде…
На днях в квартире блокадницы Марии Ивановны Суворовой раздался звонок. Милый женский голос уточнил: «Мария Ивановна? Звоню вам из больницы в поселке Песочном. Я — Голубева Ольга Владимировна. Вы состоите на учете в онкологической клинике?» — «Да, — ответила не подозревающая подвоха бабушка, — я только что прошла обследование, сдала анализы...» — «У вас очень плохие анализы, кровь плохая, пошли метастазы, но операцию вам делать никто не будет из-за возраста… — услышала убийственный приговор Мария Ивановна. — А вам разве врач не говорил, что плохие анализы?» — «Нет», — упавшим голосом сказала ошеломленная блокадница и зарыдала. «Успокойтесь, мы будем вас лечить, — затараторили в трубке, — переведем вас в онкологический диспансер на Березовой аллее или на проспекте Ветеранов — куда вам ближе ехать?» …Но бабушка ничего не могла сказать — у нее прихватило сердце.
«Только не вешайте трубку, — ворковала по телефону Ольга Владимировна, — попробуйте сделать анализы в домашних условиях, мы расскажем как…» И дальше последовала инструкция: надо взять две 50-граммовые баночки, наполнить их мочой, в одну из них капнуть 3 капли йода, в другую — положить соду на кончике ножа… Через полчаса перезвонили. «Я — Анна Борисовна, заведующая онкологическим отделением, — представились на другом конце провода. — Ваш врач в отпуске, поэтому я буду вас вести… Сообщите мне результаты анализов». Мария Ивановна рассказала, что после всех манипуляций цвет мочи не изменился. «Это очень плохо, — с сожалением произнесла Анна Борисовна. — Надо вас лечить: облучать не будем, но сделаем химиотерапию.
Правда, понадобятся дорогостоящие лекарства, которые придется приобретать самой. Но мы вам поможем купить их подешевле…» Сомнение закралось в душу 82-летней пенсионерки. «Никуда я не поеду…» — твердо произнесла блокадница и услышала в ответ: «Тогда мы вам привезем лекарства на дом — деньги у вас есть?» Выяснив, что лекарство стоит 5200 рублей, бабушка отказалась от него. Но ее продолжали терзать вопросами — с кем она живет, есть ли родственники, кто может оплатить ее лечение…
«Мне, может быть, поставят тревожную кнопку, — поведала звонившим «врачам» бабушка, — пусть тогда меня и спасают…» — «И мы можем вам поставить тревожную кнопку, — воскликнули в трубке, — только это будет стоить 2 тысячи рублей…»
После этого Мария Ивановна уверилась, что оказалась в цепких лапах жуликов, и наотрез отказалась от их «услуг».
Виноватых не найти?
Корреспондент «ВП» решила разобраться в ситуации. Первым делом позвонила в поликлинику в поселке Песочный, где Мария Ивановна Суворова проходила обследование. Выяснилось, что ни Ольга Владимировна, ни Анна Борисовна там не работают. Каким же образом сведения о пациенте стали достоянием мошенников? Может быть, аферисты воспользовались базой данных клиники и обзванивают пациентов в поисках «добычи»? Может быть, это атака хакеров? Или кто-то в сговоре с врачами и за определенную мзду взламывает базу данных?
«Программа недоступна хакерам, доступа к серверам никто не имеет, кроме нас!» — утверждают специалисты технической службы клиники. Несмотря на твердый ответ, уверенности у нас он не вызвал. Ведь звонок негодяев был реальный! И они таки знали, что Мария Ивановна там обследуется, и знали ее домашний телефон! О какой же защите информации может идти речь? У «ВП» остались вопросы, и вразумительного ответа на них мы так и не получили.
Мы обратились за комментарием к начальнику медицинской части.
«Мы никогда не оказываем помощи на дому — не потому, что мы этого не хотим или не умеем делать, а потому, что структура института подразумевает стационарное лечение. Амбулаторные пациенты у нас могут проходить обследование, но не лечение на дому, — отреагировал начмед. — Более того, если допустить, что мы ошиблись в диагнозе, то — хочу особо отметить! — по телефону мы такого рода информацию пациенту никогда не сообщаем. Даже если нам звонят и представляются нашими пациентами, все равно по медицинским правилам такие сведения по телефону не выдаем. Это конфиденциальная информация, много значащая в жизни человека.
Ну а выполнение анализов в домашних условиях, предложение провести химиотерапию на дому я вообще не хочу комментировать —это нонсенс! Химиотерапия никогда не проводится на дому — это небезопасно… Вы первая, кто мне об этом рассказывает. Тут надо обращаться не к нам, а в правоохранительные органы».
Звоним в полицию, интересуемся: почему аферистов не ловят? «Мы можем возбудить уголовное дело, только если будет заявление от пострадавших, — ответил дежурный старший лейтенант. — Но почему-то обманутые граждане не торопятся идти к нам — видимо, стыдятся того, что стали легкой добычей мошенников».
Увы, и наша героиня, Мария Ивановна, никакого заявления писать не захотела. Для любого старого человека все это — дополнительный стресс, он хочет просто поскорее забыть неприятный случай и чтобы его оставили в покое.
Что тут скажешь? Сколько пожилых людей, обезумев от сообщения о страшном «диагнозе», согласились на условия мошенников и заплатили бешеные деньги за лекарства от рака? А сколько сердечных приступов, а возможно, и смертельных случаев после объявления о таком «диагнозе»? Ведь такой приговор сродни убийству…
И все-таки мы готовы повторить в сотый и в тысячный раз: не разговаривайте с неизвестными, не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, кем бы они ни представлялись, особенно когда они предлагают что-то купить.
Комментарии
Кандидат медицинских наук, доцент ЛГУ имени А. С. Пушкина Денис ЖЕЛАТЕЛЕВ:
— Большинство мошенников используют доброжелательность как средство для достижения своих целей — людям сложно реагировать агрессивно, подозрительно. А мошенники работают на доверии… Человеку звонят и заботливым голосом предлагают помощь, он чувствует заботу, и ему трудно реагировать так, как если бы это было неожиданно. Мошенники рассчитывают на страх человека — на то, что, узнав такой диагноз, он испугается. А когда мы в сильном эмоциональном состоянии, наше мышление притормаживается, нам тяжело думать. И в этом случае важно попытаться выйти из эмоционального состояния, успокоиться и начать думать и попробовать расспросить мошенников — тогда можно обнаружить нестыковку, прокол — они обязательно собьются, будут придумывать что-то на ходу, ведь «хорошие» мошенники, конечно, запасутся информацией, но не всей…
Но если есть все-таки сомнение — а вдруг это действительно звонит врач? — в подобных случаях рекомендации такие. Постарайтесь задать несколько вопросов, ответы на которые вы точно знаете. Скажем, спросить звонившего о предыдущем диагнозе, какие таблетки вам прописывались или же какая фамилия у врача, который ушел в отпуск, какой телефон поликлиники — думаю, они будут в замешательстве. И если на четыре вопроса мошенники ответят: «не знаю», то, думаю, вся их игра будет развалена — наше доверие автоматически начнет снижаться…
Хорошо бы пригласить к себе третьих лиц — родственника, подругу, знакомого, соседа. Дело в том, что самому человеку увидеть ситуацию изнутри сложно, а человеку со стороны, что называется, будет виднее — он не включен в процесс, у него нет таких переживаний и он способен логично мыслить.
Председатель президиума Общественного юридического бюро Петербурга Светлана СИВЕЦ:
— Первое, что надо сделать, — это направить заявление в Генеральную прокуратуру с уведомлением о том, что произошла такая ситуация, подробно ее описать — кто, с какого телефона, когда звонил. По результатам попросить провести проверку нарушения конституционного права Марии Ивановны Суворовой на частную жизнь в связи с утечкой информации о ее заболевании и результатах обследования в поликлинике поселка Песочный.
Если в полиции отказались принимать заявление от заинтересованных лиц, в данном случае родственников бабушки, то попросить провести проверку в отделении, потому что это нарушает статью Конституции, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право подавать заявление, в том числе в защиту других лиц.
Людмила ПАНАРИНА
Метки: Пятничный выпуск Темы выходного дня Соцзащита Безопасность Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов