Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Ютан, веди меня в метро

Собаки-поводыри доказывают, что могут сопровождать своих хозяев в метро

В метрополитене Петербурга проходит дрессировка собак-поводырей для инвалидов по зрению. Их учат перепрыгивать решетку на сходе с эскалатора. Как утверждают владельцы животных, это самое опасное место для их питомцев. Сотрудники подземки пристально следят за этим процессом. Потому что от результатов тренировок зависит решение — разрешить или нет четвероногим помощникам слабовидящих людей спускаться в метро. На днях корреспондент «ВП» наблюдал, как Владимир и Вячеслав дрессировали своих лабрадоров Пончика и Ютана.

Ютан своего хозяина не подвел и испытание выдержал на отлично

Дело в том, что закон разрешает проводить животных в метро только в переносках. И тому есть все основания. Известны несколько случаев, когда у питомцев нерадивых хозяев лапы затягивало под решетку эскалатора. В общем, у тех, кто это видел...

Но инвалиды по зрению попытались ввести в эти правила исключение для собак-поводырей. Как рассказал корреспонденту «ВП», слепому по городу ходить практически невозможно:
— Собака подарила мне возможность передвигаться. Ведь большинство слепых сидят по домам. И если выходят на улицу, то только с родственниками, многим из которых нет времени гулять с инвалидами. Я, когда у меня появился Ютан, за пару месяцев похудел с 84 до 72 килограммов. Но осталась одна проблема — на наземном транспорте не в каждое место можно добраться.

А в метро — если вопрос с инвалидами опорно-двигательной системы решился — для инвалидов по зрению, которые передвигаются при помощи поводырей, спуск под землю пока закрыт.

Они обратились в комитет по социальной политике, в комитет по транспорту. Переговоры шли очень долго — вопрос неоднозначный. Собака-поводырь ходит без намордника, ведь если инвалид уронит что-нибудь, например белую трость, она должна поднять ее. Тут уже встает вопрос, как животное отреагирует на пассажиров с сумками, тележками. И основное: сможет ли собака понять, что на сходе с эскалатора решетку нужно перепрыгивать.

В общем, чиновники сообщили, что готовы дать добро на впуск собак-поводырей в метро. Но сказали, что нужны документальные подтверждения — свидетельства из школы поводырей, подтверждение того, что собака натренирована на эскалаторе.

Собственно, после этого дрессура и началась — с помощью инструктора Людмилы Амарантовой. Во время первой тренировки собаки прошли через турникеты, спустились с хозяевами вниз на эскалаторе, и каждая по нескольку раз прошла опасный участок нижней решетки, сначала по обездвиженной лестнице, потом с пущенным движением. И, как рассказала Людмила Амарантова, это только начало: «Собака раз пятнадцать должна спуститься и на движущемся эскалаторе перепрыгнуть решетку. Тогда я смогу сказать, что материал ими усвоен».

Корреспондент «ВП» спросил у Вячеслава, не боится ли он за своего питомца, ведь лапа в решетку может попасть даже у дрессированной собаки. На что Вячеслав ответил — лабрадоры очень сообразительные: «А кроме того, я уже не раз ездил в метро, когда контролеры пропускали. Я просто поднимал Ютана внизу над эскалатором».

А Владимир подтвердил: «Я уже пять лет с Пончиком. И уверен в нем на сто процентов. Мы с ним метро почти все обошли. Решетка — место самое опасное, но перед ним уровень ступеней выравнивается, и это чувствует и собака. Мне кажется, что на улицах даже опаснее, чем в метро».
Под конец дрессировки собаки, кажется, освоились. Но тренировки еще продолжаются.

 

Кстати
В Петербурге школа поводырей не сохранилась. В России есть только две такие, и обе в Москве. Поэтому пока только у 18 инвалидов по зрению Северной столицы есть подготовленные и имеющие все свидетельства собаки-поводыри.

 

Запись с камеры видеонаблюдения: как в метро спасали собаку, застрявшую в решетке на сходе с эскалатора

Михаил ТЕЛЕХОВ, фото автора
↑ Наверх