Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Понять Тарковского в коротком метре

Такое задание получили ученики режиссера Сергея Снежкина

В пятом павильоне «Ленфильма» работают будущие режиссеры и художники — студенты СПбГУ КиТ из мастерской мэтра отечественного кинематографа, народного артиста России Сергея Снежкина. Они выполняют одно из заданий своего наставника: снимают собственную короткометражку. Режиссером выступает один из студентов — Владимир Захаренко. С ним мы побеседовали о проекте.

Хоть картина и учебная, в ней все по-настоящему. В павильоне построена деревенская изба. Актеры облачены в древнерусские одежды. Декорации создал Дмитрий Татарников, работавший ассистентом художника на фильме «Контрибуция». Костюмы и реквизит предоставил «Ленфильм».


— Этот проект — задание Сергея Снежкина, — рассказывает Владимир Захаренко. — Мы должны снять короткий фильм в стиле Тарковского. Тут нет никакой пародии. Как в академиях живописи студенты в течение нескольких лет копируют полотна великих мастеров, так и кинематографисты, чтобы освоить профессию, начинают с подражания великим режиссерам. При этом наша задача не просто снять так, чтобы работа напоминала известные всем шедевры. Важно осмыслить художественные принципы и приемы монтажа, движения камеры, игру актеров. Нужно понять, почему режиссер снял именно так.

По времени фильм должен быть коротким — 4 — 5 минут. Помните сцену из фильма «Андрей Рублев»: к Андрею приходит посланник с известием о том, что Феофан зовет его расписывать храм в Москве? Андрей живет в Андрониковом монастыре, он формирующийся мастер, у него уже есть подмастерья. И он должен принять непростое решение — по сути, все бросить и начать все заново. Сможет ли он справиться с новым сложным делом?

— Владимир, насколько такие задания помогают в будущей профессии?
— При всей кажущейся простоте подобных задач нередки случаи, когда, посмотрев снятый студентами материал, наставник говорит: «Не принято!» Значит, надо переснимать. Искать, где допустил ошибку. Снова и снова погружаться в фильм, который взят за образец. На экране фальшь заметна сразу. Не случайно у великих мастеров, таких как Тарковский, чрезвычайно тщательно выверена драматургия. Каждая сцена, с одной стороны, самодостаточна, но вместе они создают единый живой организм фильма. И если ты начинаешь это чувствовать, постепенно раскрывается и вся магия кинодействия. Становится понятно, кто твои герои, в какое время и в какой обстановке они жили. Это очень важно для будущего режиссера. И какая радость, когда твой наставник наконец говорит: «Принято!»

— Сложно ли учиться у Сергея Снежкина?
— Сергей Олегович — очень требовательный мастер. Он постоянно заставляет нас преодолевать прежде всего самих себя. Ведь много соблазнов идти по легкому пути. Несведущий человек скажет: а что такого? Построили декорацию, облачили актеров в костюмы, они произнесли свои монологи и диалоги. Все это сняли на камеру… Посмотрели — а кино нет! Куда же все делось? А это и есть главный вопрос. Никакие подсказки и заготовки, приемчики и секретики тут на выручку не придут. Сергей Олегович всеми силами добивается воспитать в нас художников, которые через приобретенный опыт, ошибки и неудачи создают собственный мир.

— Многие студенты работали и на картинах самого Сергея Снежкина. Вы тоже?
— Да, на его картине «Контрибуция» многие студенты прошли стажировку. И эта работа потребовала всего, чему мы успели научиться, и даже более того. Огромная была ответственность. Ошибка приводит к срыву всего процесса, а это труд десятков, иногда сотен людей. Подвести своего мастера — мы воспринимали это как предательство. Зато на «Контрибуции» нам повезло пройти настоящую школу. Сергей Олегович на съемочной площадке такой, каким и должен быть настоящий режиссер. На его проектах все только так, как он задумал. На съемочной площадке может быть только один лидер. И если, не дай бог, режиссер не смог взять на себя это бремя, судьба будущего фильма становится неопределенной…

В съемках студенческой короткометражки принимает участие известный актер театра и кино, народный артист России Валерий Кухарешин. Что подвигло помочь начинающим кинематографистам? На этот вопрос ответил сам актер:

— Я работаю со студентами уже не в первый раз. Надо не только о себе думать, но и помогать другим. Я ведь тоже был студентом и помню, как мы принимали участие в постановках будущих режиссеров, и знаю, насколько это важно и нужно. Если у меня есть минутка, то я всегда иду навстречу. Естественно, многое зависит от того, что хочет снимать будущий режиссер, и от того, чего он хочет достичь своей работой. Владимир Захаренко — ученик Сергея Снежкина, которого я люблю и у которого неоднократно снимался. Материал короткометражки — замечательный. А еще раз вспомнить творчество Андрея Тарковского —  по-моему, здорово.

Фото предоставлены пресс-службой «Ленфильма»
↑ Наверх