Портретов Петра Первого много не бывает
Коллекция ГМЗ «Петергоф» пополнилась акварелью знаменитого ленинградского графика Константина Рудакова
На картине «Петр Первый в Полтавской битве» император изображен на белом коне в тот момент, когда он появился перед войсками во время Полтавского сражения. Акварель была приобретена одним из крупных банков и передана музею в дар.
Внучка художника рада, что имя ее дедушки не забывают.
Директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая поблагодарила за подарок: «Вещи порой попадают к нам причудливыми путями. Акварель замечательного советского графика Константина Рудакова долгое время хранилась в частном собрании Петербурга. Но жизнь людей складывается по-разному, так случилось, что вдова известного петербургского коллекционера приняла решение расстаться с этой работой. Банк приобрел ее и подарил нашему музею. Сегодня из-за длительности и сложности процесса непросто обстоят дела с закупкой экспонатов в коллекцию музея, поэтому любое дарение для нас — огромное благо».
София Артюшина, хранитель фонда графики Музея Бенуа, рассказала о работе Константина Рудакова: «Работа выполнена гуашью на бумаге. Это эскиз к иллюстрации, которая вошла потом в поэму Пушкина «Полтава», выпущенную издательством «Детгиз» в 1948 году».
София Артюшина рассказала, что в книгу «Полтава» вошло 13 литографий Рудакова. Художник долго работал над ними, искал образы героев, стараясь сделать их как можно более выразительными и при этом исторически достоверными даже в малейших деталях. Переписывал бесконечно движения, жесты, повороты. В книге есть еще три иллюстрации с изображением Петра Великого.
На церемонии присутствовала молодая девушка, которая оказалась внучкой Константина Рудакова. Она была взволнована и счастлива. По ее словам, дедушка все эти годы пребывал в забвении, а теперь она надеется, что его имя вспомнят.
На вопрос, хватает ли ГМЗ «Петергоф» портретов Петра Великого, Елена Кальницкая ответила, что в коллекции их достаточно много, но хотелось бы, чтобы было еще больше. «Не так давно в Европе обнаружился уникальный портрет Петра, сделанный еще при его жизни. Но представьте себе, сколько может стоить столь редкая вещь! Запросили такую цену, что Минкульт оказался не готов обсуждать это предложение. Но портреты Петра нам нужны всегда. Если кто-то предложит таковые по разумной цене или тем более преподнесет в дар, мы будем счастливы».
Кстати
Елена Кальницкая рассказала о том, что Петергофский музей-заповедник стал самым посещаемым в стране: «В год мы принимаем 5 миллионов человек! Сейчас, пока еще длится летний сезон, в выходные у нас бывают 25 — 27 тысяч посетителей».
Главный праздник Петергофа — закрытие фонтанов — пройдет в сентябре. В этом году праздник продлится три дня (12, 13 и 14 сентября). Зрителей ожидает грандиозное мультимедийное представление.
Справка «ВП»
Константин Иванович Рудаков родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге в семье художника-декоратора Мариинского театра.
В 1918 — 1922 годах учился в Академии художеств в Петрограде на архитектурном и живописном факультетах. Окончил институт по мастерской Дмитрия Кардовского. С 1918-го участвовал в выставках, был членом «Мира искусства», АХРР. В 1920-е много работал в области сатирической графики для журналов «Чиж», «Еж», «Бегемот», «Смехач», «Крокодил». Позднее занимался станковой графикой, создал в 1930-е серии «Нэпманы», «Запад», «Обнаженные натурщицы». Известность и признание получил как иллюстратор произведений русской и европейской классики. В годы Великой Отечественной войны и блокады создал серию портретов бойцов ПВО, работал над театральными декорациями, исполнял живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал в журнале «Костер».
Скончался в 1949 году в Ленинграде.
Произведения художника находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Метки: Живопись Выставки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов