Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 июля 2024

Послание получилось невнятным

Однако новая команда международного кинофестиваля готова работать над ошибками

Удивительно быстро пробежала неделя, отведенная для проведения XXI Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку». И вот уже пришло время подводить его итоги.

Президент «Послания к Человеку» Алексей Учитель так прокомментировал работу форума: «Фестиваль прошел сложно, но интересно». Главной проблемой стали площадки, на которых проводились мероприятия смотра. «Меня удивило, — поделился Учитель, — что в Доме кино, в период проведения международного фестиваля класса А, не прекращались какие-то свадьбы, торжества, другие застолья, не имевшие никакого отношения к форуму. Понятно — всем хочется заработать, но на имидже «Послания к Человеку» такие накладки сказываться не должны, и, если нет возможности от них избавиться, надо подумать, где территориально проводить следующий фестиваль. Если все останется по-старому, в Доме кино мы точно работать не станем. Об этом я намерен говорить с кинематографическим руководством города».

К сожалению, и творческая сторона конкурса вызвала немало вопросов. В частности, председатель жюри национального конкурса Аркадий Коган удивился невнятности некоторых фильмов. «Порой было совершенно непонятно, что хотел сказать своим фильмом автор, — посетовал известный кинодокументалист. — При просмотре ряда лент меня не отпускало чувство, что герой, которого показывают на экране, духовно значительно богаче кинематографиста, о нем рассказывающего. Это нерадостная тенденция. И еще: при создании многих фильмов стало принято отказываться от услуг оператора — мол, сам задумал, сам снимаю. Эта тенденция приводит к тому, что многие картины «не смотрятся», что для кино — полный нонсенс».

Претензии к отборочной комиссии высказал председатель жюри международного конкурса Джанфранко Рози. Известный итальянский режиссер рассказал, что ему очень трудно было судить коллег и, кроме того, удивление вызывали многие фильмы: как они могли попасть в конкурс? Впрочем, мэтр подчеркнул: «Были, конечно, и весьма достойные ленты, но их количество явно уступало той серости, которая хлынула на нас с экрана «Послания». Пусть будет меньше, да лучше, как говорят на Руси». Синьора Рози очень удивило то, что в кинозале во время просмотров практически, кроме жюри, не было зрителей: «В такой обстановке невероятно трудно работать — не чувствуешь реакцию публики и постоянно думаешь: «Что я тут делаю?» В подобной ситуации опытный мастер предложил: необходимо приглашать на фестиваль студентов творческих вузов, благо в Санкт-Петербурге в них нет недостатка — ведь «Послание к Человеку», несомненно, является школой для будущих кинематографистов.

Алексей Учитель полностью согласен со своим коллегой, но просит понять: «Фестиваль, можно сказать, возрождается из пепла. Пришла молодая команда, которая хочет и может работать, но без недочетов не бывает. Все замечания обязательно будут учтены к следующему форуму».

Несмотря на множество нареканий, жюри конкурсов на торжественном закрытии кинофестиваля в Молодежном театре все-таки нашло возможность отметить достойные ленты. Лучшей в конкурсе национальных фильмов «Окно в Россию» была признана картина «Спас-камень. Рассказы об Александре Николаевиче Плигине» нашей землячки Валентины Гуркаленко. Главный приз «Золотой кентавр» получила лента режиссера из Латвии Робертса Рубинса «Как твои дела, Рудольф Минг?». Премию за лучший полнометражный документальный фильм получил петербуржец Виктор Косаковский, создавший в результате кругосветной экспедиции масштабное кинополотно «Да здравствуют Антиподы!».

К «Золотому льву» Александра Сокурова добавился «Золотой кентавр». Фото: Марины ХОХЛОВОЙ

Александр Сокуров тоже вышел на сцену. В этот вечер ему вручили специального «Золотого кентавра» за вклад в мировое киноискусство.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ
↑ Наверх