Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Гендиректор МДЦ Алексей Каспржак: «Артек» обречен на успех!

Знаменитый детский центр восстанавливает свои мощности

В день моего приезда в «Артек» лагерь отмечал свой день рождения. 16 июня ему стукнуло 89 лет. И с первых шагов стало очевидно: впереди настоящий, большой юбилей — 90-летие, к которому уже вовсю готовятся.

В одном из залов дворца «Суук-Су» чудом удалось перехватить спешившего на многие мероприятия нового генерального директора лагеря Алексея Каспржака, чтобы задать ему несколько вопросов.

Справка «ВП»

Каспржак Алексей Анатольевич

Родился 24 августа 1979 г. В 2005 — 2007 годах занимал должность первого заместителя начальника департамента образования Тверской области. С 2007-го по 2009 год возглавлял департамент. В 2009 году занял пост начальника департамента финансов Тверской области.С мая 2010 года — заместитель губернатора Тверской области. С августа 2011 года — проректор Московской высшей школы экономики. Ученая степень — кандидат экономических наук. Женат, четверо детей.

Фото: пресс-служба «Артека»

— Алексей, давно ли вы здесь и как вас, извините, занесло сюда?
— Три дня (интервью бралось 16 июня. — Авт.). А что значит «занесло»? Когда правительство Российской Федерации принимало решение о том, что лагерь станет федеральным, мне предложили стать генеральным директором. Я согласился. Во-первых, потому, что у «Артека» есть очень хорошие перспективы. А во-вторых, у меня есть жизненный принцип: принимать вызовы, а не проходить мимо. Да, это было непростое решение. У меня четверо детей, и они должны опять менять стиль жизни. Но, я думаю, прорвемся.

— Вы уже погрузились в проблемы лагеря?
— Знаете, всем кажется, что они уже погрузились в проблемы. Но я думаю, что всего пока не знаю. И мне нужно общаться с теми, кто знает об «Артеке» много, и быстро воспринимать информацию. Проблемы, конечно, есть. Пока из девяти наших лагерей работают три. А те, что не работают, готовятся к проверке Роспотребнадзора, пожарных. Мы этим летом должны ввести в строй еще два лагеря. Следующая задача: нам сейчас нужно построить перспективу следующего года и на ближайшие 3 — 5 лет, войти в бюджет на 2015 год. 

— Мне рассказали, что сейчас в лагере отдыхают около тысячи детей…
— 1006. В перспективе летом мы готовы принять 4,5 тысячи детей. Но собираемся работать круглогодично, как раньше.

— А вот в Петербурге пока очень не хватает информации об «Артеке»…
— Это, конечно, наша проблема. Мы в принципе постараемся вернуть три цифры: 10 человек на место в «Артеке», 5 вожатых на место, 5 образовательных программ на место одной образовательной программы. И тогда, я уверен, из Питера к нам тоже поедут…


— У нас тоже есть хороший лагерь — «Зеркальный». Но сейчас это дорого. А к нам в редакцию обращаются с конкретными просьбами. Например: как устроить ребенка-инвалида в санаторий Крыма?
— Во-первых, люди должны позвонить нам. Мы ответим. Обязательно обращайтесь! Только вчера я занимался одним из таких вопросов: мама из одного российского города хотела отправить ребенка в «Артек». Конечно, у нас есть глобальная задача — загрузить лагерь большим количеством детей, но для нас важен каждый ребенок.

— Крым сейчас переходит на российские законы. На рубль уже перешел. Какой период адаптации нужен «Артеку»?
— Могу точно сказать: мы пройдем этот путь быстрее остального Крыма. «Артек» обречен на успех. Само его название в переводе с крымско-татарского — «лучший». Другого пути у него нет. Мы быстро во все войдем. И пусть никто не переживает: «Артек» вовсю готовится к следующей смене! На вторую смену надеемся открыть уже пять лагерей. Ждем всех и в августе, и в сентябре. У нас будут проходить молодежный образовательный форум «Патриот», различные тематические смены. Приезжайте хоть сейчас!

— Но все-таки у вас же есть и коммерческая составляющая…
— Жизнь так устроена. Вопрос только в том, кто платит. Мы пытаемся сделать так, чтобы за детей, проявивших себя, заплатил регион, Федерация, еще кто-нибудь заинтересованный. Это долгий процесс. Ведь раньше была система поощрения такими путевками, сейчас она канула в Лету. Это должно вернуться. Но у нас и сейчас есть демократичные цены. Коммерция должна быть для нас вторичной. Нужно, чтобы детский лагерь работал, а не гостиничные услуги оказывал. И вообще, детский отдых и взрослый плохо пересекаются. Интересы слишком разные. А мне надо, чтобы наша команда работала на детей.


Слабые дети сильных родителей

В другом зале чествовали ветеранов артековского движения. Мы разговорились с бывшим методистом лагеря «Морской», вожатой лагеря «Хрустальный», учителем математики артековской школы, начальником аналитического центра при генеральном директоре МДЦ с 1993 по 2003 год Еленой ЛЬВОВОЙ.

— Елена Георгиевна, с какого года вы работали в «Артеке»?
— С 1965-го!

— Ого! А к вашему опыту сейчас не обращаются? Может, совет просят?
— Нет, пока не обращались…

— Это странно, с вашим-то стажем…
— Было время временщиков, им было не до «Артека», им было до себя.

— А сколько детей раньше бывало в «Артеке»?
— До 5 тысяч. Нагрузка была очень большая. Здесь отдыхали дети со всего Советского Союза и не только! Я руководила тогда детским международным советом дружбы, был такой, и у нас проходил международный детский фестиваль. Вот тогда в «Артеке» собирались ребята из 104 стран…

— А какие у вас были обязанности, скажем, в самой важной должности?
— Я очень часто возглавляла детский пресс-центр, работала с журналистами. Руководила детским международным движением, вожатых готовила, интернациональным воспитанием занималась. Последние 10 лет, с 1993 по 2003 год, работала начальником аналитического центра. Тогда «Артек» должен был выживать. Это было самое трудное время. Распад Советского Союза, лагерь пришлось перестраивать, ведь «Артеку» пришлось самому о себе заботиться…


— Что такое аналитический центр?
— Он анализировал деятельность «Артека» — как финансовую, так и хозяйственную, и содержательную…

— Дети ведь в «Артеке» всегда были самые лучшие. Трудные-то попадались?
— Знаете, когда были самые трудные дети? В 1970-е годы. Мы их называли «слабые дети сильных родителей». 

— И сейчас такие тоже есть…
— Таких много и сейчас. Я помню, в «Морском» отдыхал внук Брежнева, генерального секретаря, конечно, требовалось особое внимание. Были дети глав африканских республик, была Соня Хонеккер (дочка многолетнего руководителя Германской Демократической РеспубликиЭриха Хонеккера. — Ред.)… Дети были разные.


— Хулиганили?
— Не хочу сказать, что хулиганили. Дети всегда были заняты, каждая минута была расписана. Вожатые все планировали. Есть такой вид педагогики, когда дети думают, будто они сами все придумали, но конечно, все это придумывали вожатые…

— Но выгнать взашей никого не хотелось?
— Нет… Редкие исключения… В 1990-е, наверное, уже хотелось. Но я тогда уже работала в руководстве. И если ты считаешь себя сильным педагогом, сам себя уважаешь, такого быть не должно. Ведь проще всего распрощаться с ребенком.

— Золотые слова! Спасибо вам за вашу работу!

А потом бывшие вожатые с удовольствием снялись на общее фото.

Справка «ВП»

Суук-Су

Дворец «Суук-Су» сегодня — сплошной музей. Точнее, их здесь пять: Музей истории «Артека», Космическая выставка, Музей морского флота, Краеведческий музей и «Сокровища Черного моря». Музей истории лагеря открыли к его 50-летию, в 1975 году. А первая в стране авиационно-космическая выставка появилась после посещения «Артека» Юрием Гагариным и Германом Титовым 23 сентября 1961 года. 

Но изначально имение «Суук-Су» (с татарского — «холодная вода») было курортом. В 1897 году Владимир Ильич Березин и его супруга Ольга Михайловна Соловьева приобрели в Гурзуфе участок, но тяжелая болезнь подкосила Березина. Несмотря на смерть мужа, Соловьева довела начатое дело до конца, и в 1903 году состоялось торжественное открытие курорта.

На территории около 40 га располагались парк, казино, гостиницы и водолечебница. Здесь были телефон и электроосвещение, почта. Дважды в день играл струнный оркестр, а по субботам устраивались танцевальные вечера.

Современные корпуса «Артека» на историческом месте.

«Суук-Су» был элитным курортом, здесь отдыхали или приходили в гости Суриков, Коровин, Бунин, Куприн, Сухомлинов, эмир бухарский. В августе 1916 года Шаляпин с семьей отдыхал в «Суук-Су» на даче «Орлиное гнездо». Покоренный красотами этих мест, Шаляпин купил у Соловьевой землю под гротом Пушкина.

Все это великолепие было разрушено в годы Гражданской войны. После вступления в Ялту Красной армии Ольга Михайловна с родными эмигрировала за границу, где в 1935 году скончалась.

Имение было национализировано, здесь открыли санаторий ВЦИК. В 1936 году «Суук-Су» передали «Артеку». Во время Великой Отечественной здесь был дом отдыха для немецких офицеров. В 1942 году дворец сгорел. После окончания войны имение восстановили.

Так выглядели первые палатки лагеря в 1925 году.

А вот история самого Международного детского центра началась в 1925 с палаточного городка у подножия знаменитой горы Аюдаг. Об этом напоминает экспозиция во дворце «Суук-Су».

С тех пор «Артек» разросся. Теперь это территория больше 200 га, из которых 102 га — парки. Береговая линия с детскими пляжами протянулась на 7 км от Медведь-горы до поселка Гурзуф. И конечно, для детей здесь делается все возможное.

«Гвердцители была у нас Мальвиной»

Пока ветераны общались в залах дворца, дети были увлечены обширной праздничной программой. Само собой, были утренние линейки, конкурсы рисунков, представление от Алуштинского дельфинария, праздник Нептуна и прочие радости. Так что правило полной загрузки каждого ребенка здесь соблюдают четко.

Владимир Ерофеевич возглавляет киностудию с 1965 года.

Есть у «Артека» еще одна достопримечательность — киностудия. В день рождения лагеря ребятам был показан фильм 1939 года «Один день в «Артеке». Узнав об этом, мы поспешили к многолетнему руководителю студии Владимиру Ерофеевичу ПОДЗНОЕВУ, режиссеру-оператору, заслуженному работнику культуры Украины, члену Союза кинематографистов России.

— Наши читатели хотят узнать: как вам работалось все эти годы? Мы ведь ужасно соскучились и по «Артеку», и по Крыму…
— Так получилось, что в школьные годы мне никогда не приходилось отдыхать в пионерском лагере. Но по окончании института (Ленинградский институт культуры) пришло приглашение из ЦК комсомола поехать в «Артек» и организовать там киностудию. В 1965 году я приехал сюда, и мы начали оборудовать киностудию «Артекфильм». Снимали на 35-миллиметровую пленку, хотя тогда ведомственные студии снимали на 16-мм — любительский формат. Но ЦК комсомола понимал важность нашей работы. И действительно, за эти годы мы отсняли и слеты пионеров, и деятелей культуры, науки, искусства, первых космонавтов, которые приезжали сюда…

Уникальные кадры хроники, которые можно сегодня видеть в стенах киностудии, погружают тебя в историю, о которой многие уже и забыли. Здесь и Леонид Брежнев в окружении артековцев, и Юрий Гагарин, и знаменитая американ­ская школьница Саманта Смит…

— Кого же из знаменитостей удалось запечатлеть?
— Ну, много... Гагарин, Саманта Смит, Лев Яшин, Брежнев, Горбачев, Кучма, Ющенко… Тамару Гвердцители снимали, когда она еще в составе ансамбля «Мзиури» приезжала (в 1970-е этот детский коллектив объездил весь Советский Союз. — Авт.). Мы тогда снимали фильм «Улыбки «Артека». Нам нужно было сделать небольшой эпизод «Буратино», мюзикл такой. И Тамара исполнила Мальвину… А потом, когда она уже стала народной, мы к юбилею подарили ей фрагменты из этого фильма.

— А где-то можно эти кадры увидеть?
— Пока они есть только в архиве. Мы его оцифровываем, будем и в Интернете размещать. Ведь лагерь-то у нас международный, много было зарубежных делегаций со всего мира! И архив наш интернациональный. Много детей из разных стран — много историй. 

— Ну да, наверное, переломные моменты истории и на «Артеке» сказывались?
— Конечно. Когда Советский Союз распался, и на нашей работе это сказалось. Но архив мы старались сохранить для будущих поколений…

Уникальные кадры хроники, которые можно сегодня видеть в стенах киностудии, погружают в историю, о которой многие уже и забыли. Здесь и Леонид Брежнев в окружении артековцев, и Юрий Гагарин, и знаменитая американская школьница Саманта Смит…

Перед тем как покинуть «Артек», мы еще раз прошлись по его территории. Но об этом лучше, чем сделанными фото, не расскажешь…

Перед тем как покинуть «Артек», мы еще раз прошлись по его территории. Но об этом лучше, чем сделанными фото, не расскажешь…

ОТ АВТОРА. На момент публикации материала в «Артеке» проходит вторая летняя смена, работают пять детских лагерей, в которых отдыхают 1380 детей из регионов России и Украины.

В настоящее время идет большая работа по кардинальному переустройству деятельности МДЦ «Артек». Лагерь приступил к разработке новой концепции развития до 2020 года. 

Мы продолжим разговор об этом с Алексеем Каспржаком, который готов также ответить на вопросы жителей Санкт-Петербурга. Вопросы можно оставлять на нашем сайте. 

↑ Наверх