Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Последнее дело Бэггинса

На фильме «Хоббит: Битва пяти воинств», видимо, кончается тринадцатилетний поход новозеландца Питера Джексона в мир Средиземья, придуманный профессором Толкином

Остальные книги накрепко запретил экранизировать сын и душеприказчик писателя Кристофер Толкин. Его можно понять…

Когда в стародавние времена, в 2001-м, Джексон выпустил на экраны первую часть своей толкинианы, ему пришлось быть деликатным и осторожным. Необходимо было и массового зрителя удовлетворить достойным рождественским блокбастером, и не дать повода армии оголтелых толкинистов-пуристов разорвать себя на куски. Не дай Элберет, чтоб на Арагорне были не того цвета штаны, или в рунической надписи вратах Мории была ошибка! Кое-как пронесло. Уже много раз замечали, что цензура и ограничения для искусства благотворны: первый фильм, «Братство кольца», вышел самым сдержанным и толкинским по духу. Время шло, деньги текли, более того — был создан целый новый жанр масштабных фэнтези-эпопей, напичканных компьютерной графикой.

Новые армии фанатов уже не мыслили «Властелин колец» в образах иных, чем у Джексона. Режиссер смелел и все больше расслаблялся.

После «Властелина колец» пришел черед экранизации «Хоббита»: Джексон собирался выступить в роли продюсера. Получилось, правда, не сразу. Как будто что-то мешало. Сперва не давали денег компании, затем ушел режиссер Гильермо Дель Торо. Джексону пришлось снова самому залезть в режиссерское кресло.

Казалось бы, из «Хоббита» той же музыки не выжмешь: если «Властелин» — это почти «Война и мир» жанра фэнтези, то «Хоббит» — довольно простая история Толкина, написанная им для собственных детей. О мистере Бильбо Бэггинсе, чисто английском хобб...ывателе с чересчур мохнатыми ногами, который отправился за сокровищем гномов, а вернулся с чувством собственного достоинства. Поработав перед этим лучшим на свете взломщиком. Несложная же сказка.

Но Джексону отступать было уже некуда: франшизу создал он сам, и укрупнение масштаба было бы воспринято как снижение планки. Необходимо было сохранить ту же громогласную интонацию, то же обилие схваток, драматичных противостояний — короче, эпических разборок. Джексон возвысил «Хоббита»: под его рукой он сделался достойным приквелом к джексоновскому же «Властелину колец». Приплели средиземскую геополитику. Раздули объем: маленькую в общем-то повесть сначала растянули на два, а потом и на три фильма! Поговаривают, что это был вопрос не редактуры и не эстетики, а финансов, но кто ж его знает.

Но вот парадокс: «больше времени» не значит «более спокойный темп действия». Наоборот, гонка увеличивается с каждой минутой. И если во второй части «Хоббита» Джексон просто устроил крайне беспорядочную и бездарную кашу из череды трюков, драк, ударов, криков и тому подобного — словно низкобюджетный карате-боевик снимал, — то в третьей он несколько реабилитировался. Потому что тут почти весь фильм занимает одна большая битва — тех самых пяти воинств. За одной сюжетной линией уследить несложно.

Битвы — это территория Джексона. Пожалуй, только в батальных сценах он себя чувствует уверенно, размножая на компьютере стотысячные армии гоблинов, десантируя медведей с орлов… Вдруг появляются на экране огромные земляные черви из «Дюны», которые столь же внезапно пропадают.

Популярное в Интернете глумливое выражение «некогда объяснять» могло бы стать девизом фильма: действительно, никому некогда ничего объяснять, на разговоры и мысли нет времени, слишком все торопятся, бегут, скользят, падают; камни под ногами рассыпаются; все становится рыхлым и куда-то валится, это даже делается неприятным, как в нескончаемом сновидении при температуре под сорок. Ладно, находится еще минутка на то, чтобы мрачным голосом рассказать последние политические сводки Средиземья: куда отправился в изгнание Некромант, и сколько заплатили оркам за вторжение в царство гномов...

Зато не хватает времени на то, чтоб рассмотреть актеров: мы не успеваем насладиться шекспировским обаянием сэра Йена МакКеллена (Гэндальф) или комическим даром Стивена Фрая (Бургомистр). Некогда. А самого хоббита (которого вообще-то отлично сыграл Мартин Фриман) вообще тут почти нет. Не рассмотреть суровые виды природы, не разглядеть гномий быт. Зато среди драки находится достаточно места довольно плоским шуткам про мужика в юбке — или еще слезливо-смехотворной истории, будто из фольклора толкинистов, о том, что «гном и эльфийка — не пара, не пара, не пара».

Понятно, что эта лихорадочная беготня, слезливость и одновременно брутальность, полное отсутствие интроверсии, рефлексии, поэзии, иронии — типичны для ужасных киноизделий, выкованных в мрачных недрах Голливудских холмов. Но ведь бывают же исключения. И в случае с «Хоббитом» вдвойне жалко, что он тщательнейшим образом держится в рамках мейнстрима.

За суетой и туго набитым экшном теряются мягкий юмор и старомодная трогательная велеречивость, расточается поэтическая задумчивость толкинского языка, наконец, исчезает камерность — главное достоинство «Хоббита». Все-таки изначально это — классическая английская сказка, наполненная чисто островным изяществом. Словом, здесь Толкин пользуется как акварелью (а он и настоящими красками неплохо владел), тщательно выписывая миниатюры волшебной страны. Режиссер Джексон, стараясь угодить собственным фанатам и продюсерам, то ли проигнорировал, то ли вовсе не разглядел этой деликатности: весь его «Хоббит» (за исключением пары сцен) — это бесконечный цирк с гномами и драконами.

И, честное хоббитское, пересмотрите лучше телеспектакль, снятый на Ленинградском телевидении в 1985-м. Иван Краско в роли Гэндальфа, Анатолий Равикович — Торин, Игорь Дмитриев — Голлум, и в роли самого Толкина — Зиновий Гердт. Спектакль, может, и не такой длинный, и бюджет поскромней — зато отсутствие спецэффектов дает место, чтоб развернуться прекрасным актерам. И кроме того, «наши, играющие английскую жизнь», здесь, как всегда, насквозь убедительны. Идет ли речь о мистере Холмсе, сыщике, или мистере Бэггинсе, взломщике.

***

«Хоббит: Битва пяти воинств». США — Новая Зеландия, 2014. Режиссер — Питер Джексон. В ролях: Люк Эванс, Бенедикт Камбербэтч, Ли Пейс, Эванджелин Лилли, Ричард Армитидж, Кейт Бланшетт, Ману Беннетт, Орландо Блум, Кристофер Ли, Мартин Фриман, Йен МакКеллен, Хьюго Уивинг, Эйдан Тернер, Джеймс Несбитт, Грэм МакТавиш, Стивен Фрай, Билли Коннолли, Йен Холм.

Про что кино

Дракон Смог повержен, и сокровища Одинокой горы, кажется, наконец, вернулись к своим хозяевам-гномам. Но на драгоценности имеет виды много кто еще: и несчастные люди-беженцы из сожженного Озерного города, и высокомерные аристократы — лесные эльфы, и грубияны-орки. Правда, гномы не торопятся делиться: их вождь, Торин, заболел драконьей болезнью (читай — помешался от жадности). Дипломатия не помогает, назревает военный конфликт. Посреди всех этих бурь пытается уцелеть мистер Бильбо Бэггинс, хоббит, который тут вообще ни при чем…

↑ Наверх