Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 24 декабря 2024

Постфактум. Итоги года

Не самые заметные, но тем не менее важные для жителей Петербурга события, явления и тенденции — в еженедельном обзоре и авторских комментариях наблюдателя «ВП»

О прошлом и будущем

Вчера исполнился ровно год, как я, Андрей Миронов, заместитель главного редактора газеты «Невское время», позвонил в редакцию «Вечёрки», где начинал свой путь в журналистике, с предложением этой еженедельной авторской рубрики. Ее название («Неделя. Постфактум») придумали в редакции, псевдоним (Петр Семёнов) сочинил сам (по именам прадедов, отцов двух моих дедов). Это было 11 октября 2014-го: суббота, дача, стол у окна, дождь за окном — как сейчас помню… Тогда казалось, что «Неделя. Постфактум» — это от силы на полгода. Однако ж вот уже год…

А еще вспоминаю другой день — 24 сентября 2001-го. Тогда мне исполнилось 26 лет. Не помню, как праздновал тот день рождения, но отлично помню, что именно в этот день вышла первая моя статья. Вышла в «Вечёрке». Писал про футбол. С тех пор прошло 5130 дней, так или иначе связанных с этой газетой.

Таким я пришел в журналистику, в «Вечёрку», — пришел из поэтического мира. В те годы мы, молодые активисты движения «Послушайте!», регулярно выступали со стихами у памятника Маяковскому.

14 с лишним лет — это много. Но и немного в то же время — все относительно. Сейчас в «Вечёрке» работают несколько человек, которые пришли в редакцию раньше меня и работают тут до сих пор и без перерыва. Костя Миков, Алла Казакевич, Влад Панфилов — перечислил только самых-самых мастодонтов. Преданность этих людей газете словами не описать. Можно отработать полтора-два десятка лет на фабрике или в юридической конторе — и не прикипеть. Но если ты столько лет работаешь в газете, не прикипеть к ней, не врасти в нее, как саженец врастает корнями в почву, — невозможно. А уж когда редакция небольшая, когда ты в этом узком кругу чувствуешь себя как дома, в семье…

Сейчас так и подмывает удариться в прошлое: «А помнишь… А вот было дело…» Но я буду думать не о прошлом — о будущем. О будущем газеты «Вечерний Петербург». О том, что Олег Руднов, основатель Балтий­ской медиа-группы, незадолго до своей смерти поручил начать подготовку к 100-летию газеты, которое грянет через два года.

Вы как хотите, а я начинаю готовиться. И, подводя итоги года в рубрике «Неделя. Постфактум», верю, что встречи на страницах «Вечёрки» нам два года ждать не придется.

Человек года

Вячеслав Макаров

Выбирая человека года, пришлось изрядно поломать голову… Кто у нас там больше всех отличился?

За 46 выпусков рубрики «Неделя. Постфактум» дважды человеком недели становились: Владимир Гарюгин, Максим Ликсутов и дуэт лидеров движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс — Красимир Врански.

С главой Метрополитена все понятно… Если бы этот выпуск был не итоговым, а обычным, то Гарюгин запросто мог бы стать и «трижды человеком» — ведь на прошлой неделе стало понятно, что в новом году метро опять подорожает, и, по всей видимости, серьезно. За умение выходить сухим из воды и выбивать деньги из всевозможных карманов Владимир Александрович достоин аплодисментов.

С главой транспортного департамента столицы и с ребятами из «Красивого Петербурга» тоже все ясно — Красимир и Стив пытаются делать в Петербурге то, что Ликсутов делает в Москве. А именно — город для людей.

В Петербурге, правда, тоже можно отметить такого чиновника. Причем рангом повыше, чем Ликсутов. Это вице-губернатор Игорь Албин. Да и вообще Игорь Николаевич на протяжении всего года радовал своей работоспособностью. И вектором этой работоспособности.

Но все-таки человеком года я назвал бы не его, а спикера городского парламента Вячеслава Макарова. На днях именно он во весь голос заявил, что город сделает все, чтобы сохранить «Вечёрку», «Смену», «Невское время». И не только заявил, но начал действовать в этом направлении.

Но если вы думаете, что только это мы и ставим ему в заслугу, то напомню, что не далее как в конце мая Вячеслав Серафимович уже становился человеком недели. И помните за что? За то, что твердо вступился за оппозиционного депутата ЗакСа Максима Резника (которого заподозрили в экстремизме). Вступился за своего политического противника. А ведь мог и промолчать.

Просто бывают минуты, когда люди проходят тест на порядочность. И бывают люди, которые этот тест неизменно проходят.

Цифры года

2015-й на 2,5 градуса теплее нормы

Что удивляло по части цифр на протяжении всего года — так это погода. Мы уже рассказывали о том, что лето, которое многим показалось холодным, на самом деле было на полградуса выше нормы. А все потому, что август оказался теплее июля! И вообще июль оказался единственным из девяти месяцев 2015-го, который был холоднее обычного. А некоторые месяцы будто взбесились. Январь — плюс 5,1 градуса от нормы, февраль — плюс 6,3, март — плюс 4,8. Сентябрь тоже порадовал — был на 3 градуса теплее нормы и стал почти таким же, как… июнь.

В целом же за девять месяцев картина получается следующая: 2015 год пока на 2,5 градуса теплее нормы. А 2,5 градуса — это очень много, когда речь идет о средней температуре на столь длительном временном отрезке.

Цитата года

«Петербург создан для того, чтобы по нему ходить пешком».

Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга

Прошлой осенью губернатор обозначил свою позицию по принципиальному вопросу — о том, каким должен быть наш город. Впрочем, Георгий Сергеевич был лаконичен. Подробнее же на этот счет выступил Ян Гейл, всемирно известный датский урбанист, автор концепции «Города для людей»: «Сегодня перед Петербургом встают те же проблемы, с которыми в западных мегаполисах столкнулись давно. Главная — засилье автомобилей. Можно привести немало примеров, как мегаполисы превращались в города для людей. Самый яркий — Копенгаген, который из автомобильного города превратился в пешеходный и велосипедный. К слову замечу, что Петербург просто идеален для развития велокультуры. Даже несмотря на капризную погоду.

Петербуржцам вообще очень повезло. Мало того что вам досталось такое богатое культурное и архитектурное наследие, так еще и линейная структура улиц — четкая и понятная. Но весь этот огромный потенциал, увы, сегодня используется на благо машин, а не людей. Петербург задыхается от трафика…

Нынешняя ситуация недопустима! Но при этом я, если честно, поражен количеством людей, прогуливающихся по вашему Невскому. Это хороший сигнал. Это значит, что петербуржцы хотят ходить пешком. Надо только им помочь в этом — расширяя общественные пространства.

Выход один: нужна жесткая позиция городских властей. Петербургу нужна метла, чтобы вычистить публичные пространства, которые заполонили автомобили. И это не так сложно, как кажется. Если в Копенгагене этим начали заниматься 50 лет назад, то в Мельбурне изменения произошли за 20 лет, в Нью-Йорке — за семь. Главное — начать. Но начинать надо немедленно».

И вот — в этом году, похоже, наконец начали…

Картинка года

Петербург — город такси

В этом году с активизацией на петербургском рынке перевозок интернет-сервисов по вызову такси произошел очередной рывок в развитии этого рынка. Такси становится все больше. Такси становится все дешевле. На общем экономиче­ском фоне это выглядит просто удивительно. Впрочем, ничего удивительного — достаточно просто не мешать бизнесу.

Ожидание года

Победа малого бизнеса

В минувшую среду в очередной раз испытал потребительский шок от работы нашей замечательной сетевой торговли.

Захожу в магазин, набираю продукты, иду на кассу.

— Два пакета, пожалуйста.

— А у нас пакетов нет, — выдала продавщица таким тоном, как будто я попросил бензопилу или норковую шубу.

…Впрочем, ничего шокирующего во всем этом нет. Когда крупный бизнес захватывает почти весь рынок, еще и не такое бывает — выбора-то у покупателя все равно нет.

↑ Наверх