Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Постфактум. Неделя от 25 мая

Не самые заметные, но тем не менее важные для жителей Петербурга события, явления и тенденции — в еженедельном обзоре и авторских комментариях наблюдателя «ВП» Петра СЕМЁНОВА

О проспекте и бульваре

Неделю назад речь, напомню, шла о том, как искусно чиновники замыливают простое, казалось бы, дело, очевидную, казалось бы, инициативу — запретить парковаться на крохотном участке Большой Морской, что ведет от Невского к арке Главного штаба. Парковка прямо у парадного входа на Дворцовую — нормально?.. Да здесь величественный гимн должен все время звучать! Чтобы всякий, кто попадает в самое сердце Петербурга, чувствовал торжественность момента. Но нет — чиновники уже два года «поддерживают» идею, а воз и ныне там…

Точно такая же история и с инициативой сделать Невский проспект хоть чуть-чуть более пешеходным.

Началась эта история тоже два года назад. Тогда на Невском был ремонт, проспект перекрывали, и люди с удовольствием пешеходили по главной улице города, прямо по проезжей части. Родилась идея — перекрывать Невский не только из-за ремонта и не только в дни массовых гуляний, а каждые выходные лета.

Дальнейшие переговоры горожан из движения «Красивый Петербург» и чиновников Смольного можно привести в форме диалога. Диалога, который продолжается, повторюсь, уже почти два года:

— Идея хорошая! Конечно, мы всеми руками за то, чтобы люди вот так запросто гуляли по Невскому! Но… Это же главная городская магистраль… Как же это мы вот так весь проспект перекроем?..

— Весь не надо — хотя бы только от Садовой до Мойки. Тогда Невский можно будет спокойно на машинах везде пересекать.

— Ну, допустим. Но надо же тогда куда-то общественный транспорт девать — объездные маршруты разрабатывать…

— Не надо. Можно оставить по одной полосе в каждую сторону для общественного транспорта: пусть ездит — только не быстро. А посредине на шести полосах выставлять скамейки, деревья в вазонах. Получится бульвар. На нем — торговля мелкая, уличные кафе, музыканты, художники…

— Красиво! Да только местные жители будут недовольны. И потом транспорт, который обслуживает всякие заведения на Невском, — как же?

— Так и местным надо пропуска дать на оставшиеся полосы, и коммерческий транспорт пускать.

— Правильно! Это надо обдумать. Дать поручения специалистам…

…Прошел год.

— Ну как — обдумали?

— Да вот обдумали… И мы, поверьте, только за! Но все ж таки… Как же это?.. Невский — главная городская магистраль... И потом, куда девать общественный транспорт?.. Да и местные будут недовольны.

— ???

— Да нет, мы ничего такого — мы только за! Надо просто обдумать, дать поручения специалистам…

Продолжение следует.

Человек недели

Андрей Стругацкий

Вокруг возвращения архива братьев Стругацких из Донецка в Петербург, которое состоялось на прошлой неделе, творилось нечто невообразимое. Причем бесновались не искусствоведы, не литераторы, а… пропагандисты.

Глядя на всю эту вакханалию, Андрей Борисович Стругацкий, сын младшего из писателей, заявил:

«Одни громогласно вещают, что доблестные ополченцы спасли для России архив от проклятой хунты. Другие не менее громогласно заявляют, что путинские агенты уворовали у Украины ее национальное достояние. Господа! Не надо сотрясать воздух излишними децибелами! Повторяю в сто двадцать пятый раз: перемещение архива братьев Стругацких из Донецка в Петербург — сугубо частное дело, эти папки — личная собственность наследников, и бумаги попросту возвращаются туда, откуда были взяты для работы много лет назад».

Жаль, что это заявление осталось практически незамеченным. Сегодня подобные слова — что ведро студеной воды на головы сверх всякой меры возбужденных граждан по обе стороны российско-украинской границы. Отрезвляет.

Цифры недели

913 рублей

В четверг кассирша оглашает сумму:

— 852 рубля 8 копеек.

Даю без сдачи — 852. Кассирша:

— А восемь копеек?!

Я внутри аж вскипел. Вот уже много лет как оставляю на кассе всю мелочь (до рубля) — раздражает лишний металл в кармане. Решил посчитать — сколько денег за это время я подарил кассирам.

Итак, мелочь эту я не беру как минимум лет десять. Продукты на вес покупаю — ну пусть через день. Получается 1826 покупок. Бывает, оставляю десять копеек, бывает — девяносто. В среднем — 50 копеек. 1826 умножаем на полтинник. Итого — 913 рублей.

Если думаете, что я сейчас начну кусать локти и отныне сгребать все копейки в карман, то ошибаетесь. Тысяча за десять лет — несерьезно. Так что я все это только к тому, что пора упразднять все эти копейки. Понимаю, что копейка есть символ, но…

Впрочем, можно и деноминацию провести — рубль к копейке, сто к одному. Кстати, в этом случае нынешние цены и зарплаты приблизятся к советским значениям — легче будет сравнивать, если кому кажется, что мы стали хуже жить.

Цитата недели

«Я люблю возвращаться в свой город»

Я люблю возвращаться в свой город нежданно, под вечер,

Продираясь сквозь толпы знакомых сплошных облаков,

И на летное поле спускаться, хмелея от встречи,

Захлебнувшись прохладой соленых балтийских ветров».

Александр Розенбаум, поэт 

(Источник: песня «Возвращение в город»)

Сегодня — 1 июня. Началось лето, а с ним — сезон отпусков. Лично я, признаться, далеко от Петербурга уезжать не люблю, но когда все-таки уезжаю/улетаю, то в таких путешествиях есть для меня один волшебный момент. Если возвращаюсь из Финляндии, то этот момент наступает, когда автобус, преодолев Каменноостровский проспект, взлетает на Троицкий мост и перед тобой открывается вся красота Невы и ее набережных — песня! А если из Пулкова — то когда такси врывается на площадь Победы. Здесь мой дом.

Нет, покидать Петербург время от времени стоит. Ради того, чтобы сюда возвращаться. И возвращаясь, всем своим нутром ощущать: нет лучше города на земле, чем наш.

Ожидание недели

Возрождение Летнего сада

Помянем Летний сад… Не чокаясь… Ровно три года назад его открыли после так называемой реконструкции. Если за эти три года вы там еще не были, то… То и не ходите — больно смотреть на бездыханное тело некогда очаровательного, восхитительного сада.

Но! Возрождение возможно. Киллеры, конечно, постарались на славу, но контрольный выстрел таки не сделали — топорами помахали изрядно, но все деревья не повырубали. А значит, все еще можно исправить. Чтобы вытащить сад из комы, всего-то и надо, что вернуть подлинные скульптуры, классические скамейки. И конечно, отправить зеленые заборчики и боскеты на помойку, а мертвые статуэтки и куриные насесты («скамейки») — да хоть на дачи реконструкторов. Ждем…

↑ Наверх