Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Постфактум. Неделя от 6 июля

Не самые заметные, но тем не менее важные для жителей Петербурга события, явления и тенденции — в еженедельном обзоре и авторских комментариях наблюдателя «ВП» Петра СЕМЁНОВА

Про Ленинград и Петербург

Знаете, я придумал, как доказать, что в Петербурге, в России даже со всеми нашими кризисами жить намного лучше, чем в Ленинграде, в СССР. Речь, оговорюсь, исключительно об уровне жизни — о комфорте, о потреблении. Так вот. Для того чтобы снять все вопросы на эту тему, достаточно внимательно пересмотреть советскую киноклассику. Причем ту, которая снималась на рубеже 1970 — 1980-х годов, в годы «расцвета застоя» — то есть в самые «тучные» советские годы.  Итак, к просмотру.

1977 год. «Служебный роман».

Большой начальник (Олег Басилашвили) приглашает к себе в дом гостей. «Ты шикарно живешь, Юра!» — ахают коллеги, очутившись в довольно тесной (судя по всему, двухкомнатной) и пошло обставленной квартирке.

Накануне тот же хвастливый начальник демонстрирует старому приятелю (Андрею Мягкову) свою, извините, «Волгу». «Это же малогабаритная квартира!» — искренне восхищен приятель.

Из того же фильма явствует, что в конце семидесятых, чтобы купить обыкновенный арбуз, приходилось отчаянно распихивать очередь и орать, как героиня Людмилы Ивановой: «Я тут стояла!»

1981 год. «Будьте моим мужем».

Набитый телами пляж, койка в сарае и раскладушка прямо во дворе — стандартный летний отдых советского человека. Героям Андрея Миронова и Елены Прокловой еще повезло…

1981 год. «Москва слезам не верит».

Директор крупного предприятия в исполнении Веры Алентовой добилась всего: у нее с дочерью двушка в новостройке, «Жигули»… Действительно — жизнь удалась. Вот, например, ее возлюбленный (который зарабатывает «уж как-нибудь побольше твоей матери») прозябает в чудовищной коммуналке.

1981 год. «Зимний вечер в Гаграх».

Участники ансамбля в полнейшем экстазе — они получили известие о том, что отправляются на гастроли в… Румынию!

1982 год. «Влюблен по собственному желанию».

Героиня Евгении Глушенко очень довольна, что ей удалось купить «с рук» жуткую розовую кофточку. Цена вопроса — ползарплаты. Не говорим уже о том, что вместо кофточки ей подсунули старые тряпки.

1982 год. «Вокзал для двоих».

Привокзальная забегаловка. Народу — битком («Мест нет!»). За ужин в этом с позволения сказать ресторане усатый мужик (эпизодическая роль) выкладывает 23 рубля — это тысяч пять на современные деньги.

Чуть позже Олег Басилашвили и Людмила Гурченко продают дыни. Стоило им скинуть цену до 1 рубля 50 копеек за килограмм, как дыни разлетаются вмиг. А полтора советских рубля — это рублей триста российских. Изначальная же цена была 3 рубля за кило. Это 600 рублей. Или 3 тысячи за дыню! И ведь покупали — в той же сцене одна дама с руганью, но отваливает 15 рублей…

Про видеокассеты, которые Нонна Мордюкова покупала за 200 рублей, и говорить нечего.

1982 год. «Блондинка за углом».

Героиня Татьяны Догилевой приносит в дом нового знакомого (Андрей Миронов) набор «дефицита» (копченая колбаса и все в таком духе), который сегодня можно купить в любом сетевом магазине по сходной цене. И, разумеется, без очереди.

…Пересматривайте классику — помогает в наши непростые времена.

Человек недели

Эльвира Набиуллина

Сегодня исполняется ровно четверть века Центральному банку Российской Федерации. От души поздравляю финансового регулятора с первым юбилеем. Не так уж много в системе нашей власти структур, где работают настоящие профессионалы. Структур, которые справляются со своими задачами на «отлично». Справляются — и сносят при этом бесконечные упреки популистов, которым поругать власть и хочется, и колется. Для них Центробанк (и финансовый блок в целом) — идеальная мишень.

Формат данной рубрики не дает простора для подробной аргументации, но я верю специалистам: в том, что вокруг нет массовых увольнений; в том, что рубль сейчас стоит ровно столько, сколько надо бюджету; в том, что товары дорожают куда медленнее, чем могли бы; в том, что при нынешних ценах на нефть российская экономика вполне себе держится, — во всем этом немалая заслуга грамотных и выверенных действий Центробанка и его руководителя — Эльвиры Набиуллиной.

Цифры недели

Минус ноль процентов

Через год после ужесточения антитабачного законодательства появились новые данные о том, сколько мы курим. Выяснилось, что за прошедший год количество курящих в стране не изменилось. Притом что все последние годы до этого наблюдалась отрадная динамика — курящих становилось все меньше и меньше.

И ничего удивительного в этом нет. До недавних пор на данном направлении в России действовали верно: ограничивали рекламу и прочую пропаганду, повышали акцизы, уродовали пачки страшными картинками… И если бы наши борцы с курильщиками, прежде чем вводить драконовские запреты, поинтересовались зарубежным опытом, то узнали бы: запретительные меры в этом деле не работают. Потому что бороться надо с курением, а не с курильщиками. Иначе — обратный эффект.

Так что хорошо еще, что пока (по предварительным итогам антитабачной кампании) курящих не стало больше.

Цитата недели

«Не дадим заработать!»

«Уважаемые петербуржцы! О случаях незаконной торговли сообщайте по телефону… Ларьки будут снесены. Не дадим незаконному бизнесу заработать! Вместе сделаем наш город лучше!»

Источник: звуковая реклама в метро.

На прошлой неделе недалеко от моего дома появилась лавка на колесах. И теперь по вечерам я делаю небольшой крюк: сначала за овощами и фруктами в эту лавку, а уже потом в ненасытный сетевой магазин за всем остальным. Неудобно, конечно, но помидоры и прочие персики в автолавке и дешевле, и качественнее.

Я не знаю и знать не хочу, законно работает эта автолавка или нет. И даже если узнаю, что она там появилась незаконно, никуда сообщать не буду. Потому что мне надоело покупать огурцы — или гнилые, или дорогущие — в нашем сетевом магазине. Потому что мне очень понятно, кому выгодно, а кому нет то распрекрасное обстоятельство, что в Петербурге практически не осталось мелкой торговли.

Невыгодно это мне, покупателю. И я вот со своей стороны тоже хочу предложить городским властям, которые обращаются ко мне в метро: «Давайте вместе сделаем наш город лучше!» Только для этого вместо пафосного «Не дадим!» надо как раз наоборот — дать бизнесу работать и зарабатывать. И поэтому если автолавка у моего дома вынуждена торговать незаконно, то это вы, власти, должны сделать так, чтобы и она, и прочие незаконные торговые точки стали законными.

Картинка недели

Бардак на асфальте

Эта напасть пришла в Петербург не так давно. Но распространилась быстро. Нынешним летом городские тротуары во всех более-менее проходных местах опять изгажены рекламой сомнительных товаров и услуг. Я даже не столько о том, что это поперек законов. И не столько о том, что это форменное уродство. Но вот что вы, например, ответите своему ребенку, который спросит: «Папа, а «девочки» и «отдых» — это что значит?..»

О том, как можно побороть подножную рекламу, — в следующем выпуске «Недели. Постфактум»

Ожидание недели

Обещанный шторм

На прошлой неделе в МЧС предупредили: ждите ураганный ветер, грозу и так далее. В общем, типа штормовое предупреждение. Поэтому, дескать, уберите с балконов все вещи, чтобы ветром не унесло, закройте все окна и вообще соблюдайте меры. Короче, мы вас предупредили.

Помните, несколько лет назад по нашим краям прокатился какой-то фантастический ураган? Тогда все негодовали: почему, мол, не предупредили?! Ну и вот с тех пор штормовое предупреждение у нас объявляют чуть ли не каждую неделю. Так, на всякий случай.

Все вещи с балкона я убрал, окна закрыл. И теперь жду — когда же начнется шторм. Если к тому моменту, когда вы читаете эти строки, ураган действительно прокатился — мои извинения и благодарность МЧС. Если нет — напоминаю о мальчике, который кричал: «Волки!»

↑ Наверх