Пожар уничтожил виллу Рено
В поселке Комарово сгорел очередной памятник федерального значения — образец деревянной архитектуры модерна
Вечером 18 ноября по соседству с ведомственной резиденцией губернатора Петербурга в знаменитом академическом поселке Комарово загорелся памятник, относящийся к объектам культурного наследия федерального значения. Горела вилла Рено на Морской улице.
— Вспыхнувший пожар был потушен четырьмя машинами — полусгоревший остов здания, очевидно, вскоре обрушится. Огонь чудом не перекинулся на соседний дом — выявленный объект культурного наследия виллу Юхневич, — сообщили «Вечернему Петербургу» активисты градозащитного движения «Живой город».
Вилла, названная по имени дореволюционного хозяина участка — владельца гостиницы в Петербурге француза Рено, в советские годы была занята Министерством обороны. Здесь, на берегу Финского залива, в нескольких доставшихся им зданиях военные расположили свой ведомственный детский сад. В 2007 году по этому адресу уже был пожар. Три года назад имущество Минобороны ушло с торгов — весь обширный участок виллы площадью более 28 тыс. кв. метров, с постройками. Нынешний владелец градозащитникам неизвестен. У Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) нет и сведений о том, заключались ли с собственником охранные обязательства, — теоретически участок должен был продаваться с так называемым обременением: обязанностью сохранять памятник.
Елена Травина, ответственный секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения ВООПИиК, рассказала «Вечернему Петербургу» о том, что уничтожен не просто очередной деревянный дом начала ХХ века, а один из символов дачного дореволюционного Петербурга и самой эпохи северного модерна.
— Эта вилла всегда была знаковой для поселка Комарово, — говорит Елена Михайловна. — Вилла раскинулась на потрясающей территории, ее видели все, кто спускался от железнодорожной линии по Морской улице к заливу. Прекрасный парк, система прудов, великолепные кованые ограды в стиле модерн — увы, от последних ничего не осталось...
Военные не слишком ревностно охраняли свое имущество — ограды были выломаны из гранитных глыб на металлолом.
Из всех дореволюционных построек этой части поселка везет, пожалуй, только резиденции губернатора, числящейся по адресу: Морская, 14. Летом 2012 года на Морской, 4, сгорела дача Бательта. Огонь уничтожил также стоявшую напротив нее дачу Поммер.
— До того сгорела дача Агафона Фаберже, сына знаменитого ювелира Карла Фаберже, — напоминает Елена Травина.
Что происходит с деревянным зодчеством пригородов Петербурга? «Пожары и пожарчики», — констатировал еще в феврале 2013 года Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Новые владельцы загородных участков расчищают земли под строительство в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Рабочая группа совета, в которую входит и Елена Травина, проинспектировала в 2012 году более 80 объектов деревянного зодчества конца XIX — начала ХХ века, фигурирующих под вывеской защищенных государством объектов культурного наследия разных рангов: от местных до общероссийских, федеральных. Итог инспекции: «никаких действий органов, отвечающих за сохранность, нет» (см. «ВП» за 20.02.2013).
В феврале совет постановил, что городу необходима неотложная программа по спасению этих памятников — под эгидой губернатора. В ноябре программы еще не было. За 10 дней до пожара на Морской улице представители рабочей группы как раз направили письмо губернатору с просьбой прояснить ситуацию, сообщила нам Елена Травина.