Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Права, обязанности, деньги

Продолжаем серию публикаций, посвященных новым правилам предоставления коммунальных услуг

В очередном выпуске приложения «Наши права» мы продолжаем рассказывать о новых правилах предоставления коммунальных услуг. На этот раз «тема дня» — взаимные права и обязанности горожан и исполнителей услуг.

Разделы новых правил, посвященные правам и обязанностям граждан и исполнителей коммунальных услуг, построены на принципах взаимности. То, что является нашим правом, — одновременно обязанность исполнителя. И наоборот: права поставщиков коммунальных услуг означают наши с вами обязанности — и не только финансовые. Получая в свой многоквартирный дом и непосредственно в квартиру коммунальные ресурсы, мы автоматически признаем эти права и обязанности.

Тварь дрожащая — но право все-таки имеет

Коммунальщики годами и даже десятилетиями выстраивали отношения с потребителями таким образом, чтобы мы знали свое место — где-то в самом низу общественной «пищевой» цепочки. Тем не менее новые правила — определенный шаг к тому, чтобы расширить наши права и соответственно увеличить обязанности исполнителей. Так, они уже не вправе будут драть с нас три шкуры просто так, чохом. Они обязаны будут доказывать и показывать, за что именно берут деньги и почему.

Перерасчеты в конце или в течение года допускаются только там, где есть общедомовые и индивидуальные приборы учета. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Пунктов, посвященных правам потребителя, в новых правилах 11 штук. Приведем только самые существенные. Итак, потребитель имеет право:

  • получать коммунальные услуги в нужных объемах и надлежащего качества;
  • получать от исполнителя сведения о правильности сумм в платежках, обо всех задолженностях и переплатах, об основаниях и правильности начисления штрафов и пеней;
  • требовать изменения сумм в платежках за время отсутствия услуг или при предоставлении услуг плохого качества;
  • требовать от исполнителей при их визитах в квартиру для снятия показаний счетчиков или для ремонта предъявления документов. Причем не только удостоверений личности, но также нарядов, приказов, заданий и т. п.;
  • ставить в квартиру или комнату любые приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ, — даже если они по функциональным возможностям отличаются от коллективного счетчика, которым оснащен дом, — требовать от исполнителя ввести их в эксплуатацию и платить по их показаниям начиная с 1-го числа следующего после установки месяца.


Мы все обязаны
Обязанности потребителя коммунальных услуг, предусмотренные новыми правилами, направлены на то, чтобы обеспечивать сохранность общедомового имущества и регулярные платежи за использованные ресурсы. Они, в общем-то, не сильно отличаются от тех, к которым мы привыкли. Однако некоторые нюансы все же есть. Так, например, мы теперь не только имеем право, но еще и обязаны при обнаружении любой неисправности, пожара, аварии и даже при нарушении качества услуг немедленно звонить в аварийно-диспетчерскую службу. В том числе если это касается нарушения целостности пломб общедомовых и квартирных счетчиков воды, тепла, электроэнергии. Кроме того, стоит помнить  о следующих обязанностях:

  • ежемесячно с 23-го по 25-е число снимать показания с квартирных счетчиков и до 26-го числа того же месяца передавать их исполнителю;
  • обеспечивать поверку квартирных приборов учета в нужные сроки, предварительно информировав исполнителя о дате снятия счетчика и последующей его установки. В этот срок расчеты с потребителем будут производиться по среднемесячным показаниям приборов учета за год;
  • допускать исполнителей услуг в свою квартиру для ремонта, осмотра внутриквартирного оборудования, проверки показаний счетчиков — правда, не реже раза в квартал и в заранее согласованное время, а при аварии — в любое время;
  • информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа жителей не позднее 5 рабочих дней после изменений — правда, лишь в том случае, если в квартире нет приборов учета.


Запрещено категорически
Запреты, которые содержатся в правилах, многим могут показаться крайне неприятными. Ну например, мы не вправе использовать бытовые машины и приборы, мощность подключения которых выше максимально допустимых нагрузок внутридомовых систем. Определенные требования такого рода были и прежде. Но теперь они приобрели весьма категоричный характер. Правда, предельные характеристики нагрузок должны быть рассчитаны исполнителем и доведены до нашего сведения. Но практика показывает, что во всем, что хоть как-то ущемляет наши права, коммунальщики действуют с завидной оперативностью. Тем более что теперь исполнители коммунальных услуг обязаны вывешивать эти данные в каждом парадном (об этом чуть ниже). Между тем этот пункт правил — при скрупулезном его исполнении — может привести к тому, что в районах старой застройки жители не смогут пользоваться современными стиральными и посудомоечными машинами, пылесосами и даже чайниками.

Кроме того, нам запрещено:

  • производить слив теплоносителя без разрешения управляющей организации или ТСЖ;
  • самовольно демонтировать, подключать или увеличивать поверхности нагрева батарей (в том числе менять старые батареи на современные, так как площадь нагревающихся поверхностей у них намного больше прежних);
  • самостоятельно регулировать внутриквартирные отопительные приборы;
  • напрямую, помимо приборов учета, подключаться к внутридомовым инженерным системам.

Кстати, если что-то из вышеперечисленного будет обнаружено, потребителю пересчитают размер оплаты исходя из того, что данной услугой он пользовался круглосуточно при всех открытых кранах и подключенных приборах в срок не менее полугода — если он не сумеет доказать документально, что подключился «только вчера».

Исполнитель всем нам должен
Главное требование к исполнителям коммунальных услуг — конечно же, в том, чтобы такие услуги были и чтобы мы о них знали. Поэтому коммунальщики обязаны разместить на досках объявлений во всех подъездах следующую информацию:

  • общие сведения об исполнителе коммунальных услуг — его адрес, государственная регистрация, режим работы, адрес сайта, адреса и телефоны диспетчеров и аварийной службы;
  • размеры тарифов и реквизиты нормативных актов, их установивших;
  • сведения о возможности установки приборов учета с рассрочкой на 5 лет от ресурсоснабжающей организации;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов и бытовой техники в данном доме;
  • наименования, адреса и телефоны контролирующих организаций.

Кроме того, исполнители обязаны правильно считать размер оплаты за коммунальные ресурсы. И в том числе — производить корректировку предъявляемых сумм, включая компенсацию переплат со стороны жителей. При этом журналы учета показаний общедомовых счетчиков должны быть предоставлены жителям по первому требованию в течение одного дня с момента обращения.

Таким образом, вопрос с так называемой 13-й квартплатой можно считать окончательно исчерпанным. Перерасчеты в конце или в течение года допускаются только там, где есть общедомовые и индивидуальные приборы учета. Причем, судя по сложившейся практике, чаще всего перерасчет за горячую и холодную воду идет в пользу потребителей, за тепло — в зависимости от погоды на улице и типа дома.

Сроки и порядок снятия показаний счетчиков (жителями и контролерами) должны быть доведены до нашего сведения прямо в платежках. Равно как и последствия отказа в проверке показаний приборов учета (см. выше: насчитают по полной программе за полгода!).
Жители в любой момент могут потребовать и получить за 3 рабочих дня письменные сведения о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых счетчиков, а также данные о суммарном объеме ресурсов, потребленных по показаниям поквартирного учета и по нормативам — в том числе на общедомовые нужды.

О дате и времени возможного отключения той или иной коммунальной услуги мы должны быть извещены не позднее чем за 10 рабочих дней до отключения. Если же какие-то работы требуется провести в квартире, жителей должны извещать письменно за 3 рабочих дня. Фото: Натальи ЧАЙКИ

О дате и времени возможного отключения той или иной коммунальной услуги мы должны быть извещены не позднее чем за 10 рабочих дней до отключения. Если же какие-то работы требуется провести в квартире, жителей должны извещать письменно за 3 рабочих дня. Причем в письме должны быть указаны не только сам факт будущего визита коммунальщиков, но также и номер телефона, по которому можно все это дело согласовать. Сами жители обязаны при получении такого письма найти время для обеспечения визита коммунальщиков не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления.

Отказ в допуске исполнителей коммунальных услуг в квартиру чреват неприятностями, так как они получают право требовать с жителей «нехороших» квартир полного возмещения возникших в связи с этим убытков.
При несвоевременной оплате коммунальных ресурсов исполнители вправе приостанавливать или ограничивать их поставку. При этом право на это, а также возможность для обращения в суд возникает у них уже через три месяца после начала неплатежей (ранее этот срок составлял полгода). Ходят весьма упорные слухи, что скоро станет повсеместной практикой передача права взыскания долга коллекторским агентствам. А это, увы, чревато крупными неприятностями.

Ведущая рубрики — Марина ГЛЕБОВА
↑ Наверх