Правда восторжествовала!
96-летнему ветерану войны Николаю Зайцеву и его супруге, за права которых мы бились целый год, дали квартиру
Наконец-то свершилось! Николай Тимофеевич Зайцев, ветеран Великой Отечественной войны, прошедший всю войну, участвовавший в боях за освобождение Ленинграда, получил на двоих с супругой Риммой Михайловной двухкомнатную квартиру. О мытарствах ветерана, которого постоянно унижали петербургские чиновники, «ВП» неоднократно рассказывал. Напомним читателям: эта история началась год назад, когда, отчаявшись добиться справедливости, дочь ветерана Алла Николаевна обратилась за помощью в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы».
Ветеран Зайцев наконец-то получил полагающуюся ему отдельную квартиру в новом доме
10 «лишних» сантиметров
У семьи Зайцевых, проживающих в Выборгском районе, в доме на Новороссийской улице, к тому времени накопился ворох официальных бумаг, из которых следовало: никакой квартиры им не положено. У ветерана, мол, отличные жилищные условия. Под ними петербургские чиновники подразумевали 11-метровую комнату супругов Зайцевых, притом что в смежной комнате проживает молодое поколение — правнучки и маленькая праправнучка (всего в маленькой квартирке зарегистрированы шесть человек). Однако чиновники с упорством приписывали к жилплощади 96-летнего ветерана доли квартир, в которых зарегистрированы мужья правнучек, никакого отношения к квартире на Новороссийской улице не имеющие. Затем в квартире на Новороссийской чиновники обнаружили «лишние» шестьдесят сантиметров площади. То есть на каждого прописанного приходилось 10 сантиметров, которые и мешали поставить ветерана на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В общем, театр абсурда, иначе не назовешь. В течение года «ВП» периодически возвращался к этой теме. Мы все надеялись, что городские власти наконец-то поймут, что поступают неправильно, и выделят ветерану полагающуюся ему по закону квартиру. Напрасно: отписки только множились. Но в декабре минувшего года Алла Николаевна отправила в Общественную палату РФ, в комиссию по делам военнослужащих, ветеранов и членов их семей соответствующий пакет документов, приложив к ним публикации в «Вечернем Петербурге» и обоснование прав Зайцевых, подготовленное юристом БМГ Татьяной Федоровной Смирновой. И это обращение на федеральный уровень возымело действие! В самом конце уходящего года Николая Тимофеевича признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. И сразу же выделили ветерану и его супруге двухкомнатную квартиру — в новом доме на Туристской улице.
«Мой отец никогда не жил в таких замечательных условиях!»
Мы вместе с Аллой Николаевной едем смотреть новую квартиру. Дом еще не заселен (как нам пояснили, с 14 января заселение уже официально разрешили, но лифты еще не включены, нет и воды — сантехники должны запускать водоснабжение по мере заселения). Квартира находится на четвертом этаже, подъезд оборудован пандусом. В общем, все как положено.
Нам открывают входную дверь будущей квартиры ветерана Зайцева. Хорошая квартира, уже с чистовой отделкой. Все просто и функционально. Красивые межкомнатные двери, есть даже малюсенькая комнатка-кладовка, которую по нынешним временам больше положено называть гардеробной. Есть застекленная лоджия! Так что Николай Тимофеевич, которому по состоянию здоровья не выйти из квартиры, теперь сможет посидеть на лоджии, подышать свежим воздухом. Тем более что из окон квартиры открывается красивый вид с дальней перспективой. Само собой, на кухне уже есть электрическая плита, оборудован раздельный санузел.
Дочь ветерана Алла Николаевна новой квартирой довольна. Считает, что отцу и матери здесь будет уютно
— Я сюда уже привозила свою маму Римму Михайловну, ей очень понравилось. Уверена, что понравится и папе, — говорит Алла Николаевна. — Мы очень довольны! Папа с мамой никогда и не жили в столь замечательных условиях! До квартиры на Новороссийской, в которой они живут поныне, мы всей семьей много лет проживали в аварийном старинном доме на той же Новороссийской. У нашей семьи (родители и трое детей) были две маленькие комнаты в коммуналке. Причем в доме было опасно жить. Из стены периодически выпадали кирпичи. Один из них упал прямо рядом с раскладушкой, на которой спала моя мама.
Алла Николаевна с восторгом показывает нам новую квартиру. Уже прикидывает, где какую мебель поставить, чтоб пожилым людям было уютно. Одна комната станет спальней, вторая — гостиной, где смогут переночевать родственники.
— Конечно, мы будем приезжать и помогать моим стареньким родителям, — замечает Алла Николаевна. — Еще очень хорошо, что на первом этаже дома находится социальная служба.
Он защищал Ленинград
Когда началась Великая Отечественная, Николаю Тимофеевичу Зайцеву было 25 лет. Он окончил командные курсы в Тихвине, после чего его направили в инженерные войска, в понтонно-мостовой батальон на Волховский фронт.
Главной задачей батальона было наведение переправ, очень часто — под артиллерийским огнем и воздушными налетами. Как вспоминает Николай Тимофеевич, «мессершмитты» летали так низко, что можно было разглядеть летчика.
Сам Николай Тимофеевич считает, что ничего героического в его военных буднях не было. Только тяжелый труд — со 100-километровыми переходами и длительным пребыванием чуть ли не по грудь в воде в любую погоду — в холод, в дождь. Выручило крепкое здоровье.
Николай Зайцев непосредственно участвовал в прорыве блокады. Батальон, в котором он служил, успешно форсировал Неву.
После освобождения Ленинграда Николай Тимофеевич участвовал в боях за освобождение Эстонии, Румынии, Польши, Австрии. Победу над фашистской Германией встретил в Вене в звании старшего лейтенанта. Он награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда».
С будущей супругой Риммой Михайловной познакомился уже после войны.
А в войну Римма Михайловна рыла окопы на подступах к Ленинграду, работала санитаркой в госпитале. В ее семье блокада собрала страшную жатву: от голода умерли трое мужчин — отец, прошедший Первую мировую и Гражданскую войны, а также мужья ее родных сестер. (Более подробно о супругах Зайцевых вы можете прочесть в материале «А где-то бьют Николаевские родники…» — «ВП» за 5 мая 2012 г.).
С 1957 года Николай Зайцев преподавал в Лесотехнической академии. Он много ездил со студентами «в поле», то есть на летнюю практику. Где кроме всей прочей работы искал и находил новые родники. Три родника открыл в Пензенской области. Один из родников местное население назвало Николаевским — в память о Николае Тимофеевиче Зайцеве.
Подготовлено по материалам «Общественной приемной Балтийской медиа-группы» (197022, СПб, Каменноостровский пр., 67. Тел. 327-52-74, электронный адрес: op@baltmg.ru).
Фото Андрея Карпова.