Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Правильный выбор

Театр «Приют комедианта», несмотря на то что обладает залом всего лишь на 300 мест, напоминает лайнер, который, взяв четкий курс, уверенно ему следует, что и обеспечивает его внутреннюю художественную стабильность и внешнюю коммерческую устойчивость

И это при том что тексты, которые здесь ставят, игривыми никак не назовешь, а уж режиссеры, даром что молоды, по праву обладают репутацией первооткрывателей в сфере театрального языка.

Вот и нынче директор Театра «Приют комедианта» Виктор Минков расписал сезон вполне уверенной рукой, без страха и оглядки на кого бы то ни было. Ставка сделана на молодых, хотя и без мастеров сезонная афиша не останется. Первым на выпуск пойдет ученик Льва Додина Семен Александровский — разумеется, с современной пьесой, «Маскарад Маскарад». Столичный драматург и режиссер, основатель «Театра.DOC» Михаил Угаров переосмыслил драму Лермонтова, перенеся действие в наши дни, заставив героев философствовать в сегодняшнем, весьма циничном ключе и с сегодняшним драйвом. Смертельного исхода между тем избежать не удалось, хотя Арбенин здесь и не светский лев, а бывший военный летчик. Премьера намечена на октябрь.

И тут же к репетициям приступит режиссер из мастеров — Григорий Дитятковский. Он займется не менее классическим сюжетом — «Пигмалионом» Бернарда Шоу. На сцену выйдет то же актерское трио, что так органично сосуществовало в предыдущей работе Дитятковского в «Приюте» — «Мой уникальный путь»: Дарина Дружина, Сергей Дрейден и сам Дитятковский. Они сыграют соответственно Элизу, папашу Дулитла и полковника Пикеринга. А на главную — даже заглавную — роль приглашен Владимир Селезнев, артист МДТ — Театра Европы, в последнее время работающий очень мощно и разнообразно.

В апреле Влад Наставшев, долго стажировавшийся на Западе, прежде всего в Англии, а теперь плотно сотрудничающий со столичным «Гоголь-центром» Кирилла Серебренникова, — режиссер техничный, умный и изобретательный, поставит спектакль по поэзии Михаила Кузмина.

А на излете сезона молодой, но серьезный режиссер Евгения Сафонова — которой на редкость удаются человеческие комедии на грани фола — займется новым театральным текстом нашего современника Ивана Вырыпаева, одной из ключевых фигур российской театральной революции рубежа веков.

Дмитрий Поднозов.

Без посторонних

Самый камерный из петербургских театров — «Особняк», обитающий в одном из двориков Петроградской стороны, — от момента основания существовал на собственные средства, получая от города разве что гранты на отдельные проекты, но умудрялся быть в тренде, экспериментируя с новыми текстами и новыми формами. И вот сегодня, 27 сентября, спектаклем «Посторонний» по текстам Камю и Виана он открывает юбилейный, 25-й сезон. Для маленького, но гордого театра это, без всякого преувеличения, подвиг.

Хозяином и самым большим оригиналом — провокатором, радикалом, ставящим дерзкие опыты на себе, на публике, на классиках, — в «Особняке» всегда был актер Дмитрий Поднозов. Режиссеров он подбирал по своему усмотрению, настроению, и — что, пожалуй, главное — с учетом современных веяний. С театром работали Игорь Ларин, Владимир Михельсон, Алексей Янковский. В последние лет семь театром на правах главного режиссера руководит философски настроенный Алексей Слюсарчук, создающий модели мироздания, в которые человеку требуется прежде всего вписаться, попутно осмысляя свое место не только в пространстве сцены, но и во Вселенной. Однако сам Поднозов работает по большей части с режиссером Юлией Паниной, позволяющей актеру жонглировать масками и дурачить публику, ни на секунду не забывая о смерти, — так что по жанру спектакли местами напоминают триллеры.

В грядущем сезоне Юлия Панина намерена поставить «Пера Гюнта» — пьесу Ибсена с элементами скандинавской мифологии, где перед героем стоит единственная цель: остаться самим собой. Но он предпочитает сражаться с самыми фантастическими персонажами — троллями, разными модификациями ведьм и даже Великой Кривой, нежели погружаться в себя. Кто сыграет Пера Гюнта, пока неизвестно, ясно лишь, что за одну из самых многонаселенных пьес мирового репертуара в «Особняке» возьмутся всего четыре артиста — понятно, что на долю каждого придется по нескольку ролей.

Сам же Алексей Слюсарчук продолжит собственную линию, причем весьма интригующе. Произведение, которое он нынче избрал для постановки — «Малина» по роману австриячки Ингеборг Бахман, — посвящено ее сложным взаимоотношениям с писателем Максом Фришем. Между тем героиня романа Макса Фриша «Назову себя Гантенбайн», который Слюсарчук ставил некоторое время назад, имела прототипом не кого иного, как Ингеборг Бахман.

Такой вот «Особняк»: ничего случайного, все спектакли словно бы сплетаются в единый узор или даже в мистическую мандалу.

И даже приглашенные команды год от года не меняются, а создают свои модели, отсылающие все туда же, к мифам. Вот замечательная группа «Lusores», к примеру, продолжит осваивать шумеро-аккадский эпос «Гильгамеш».

↑ Наверх