Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Правильный выбор

Театр «Приют комедианта», несмотря на то что обладает залом всего лишь на 300 мест, напоминает лайнер, который, взяв четкий курс, уверенно ему следует, что и обеспечивает его внутреннюю художественную стабильность и внешнюю коммерческую устойчивость

И это при том что тексты, которые здесь ставят, игривыми никак не назовешь, а уж режиссеры, даром что молоды, по праву обладают репутацией первооткрывателей в сфере театрального языка.

Вот и нынче директор Театра «Приют комедианта» Виктор Минков расписал сезон вполне уверенной рукой, без страха и оглядки на кого бы то ни было. Ставка сделана на молодых, хотя и без мастеров сезонная афиша не останется. Первым на выпуск пойдет ученик Льва Додина Семен Александровский — разумеется, с современной пьесой, «Маскарад Маскарад». Столичный драматург и режиссер, основатель «Театра.DOC» Михаил Угаров переосмыслил драму Лермонтова, перенеся действие в наши дни, заставив героев философствовать в сегодняшнем, весьма циничном ключе и с сегодняшним драйвом. Смертельного исхода между тем избежать не удалось, хотя Арбенин здесь и не светский лев, а бывший военный летчик. Премьера намечена на октябрь.

И тут же к репетициям приступит режиссер из мастеров — Григорий Дитятковский. Он займется не менее классическим сюжетом — «Пигмалионом» Бернарда Шоу. На сцену выйдет то же актерское трио, что так органично сосуществовало в предыдущей работе Дитятковского в «Приюте» — «Мой уникальный путь»: Дарина Дружина, Сергей Дрейден и сам Дитятковский. Они сыграют соответственно Элизу, папашу Дулитла и полковника Пикеринга. А на главную — даже заглавную — роль приглашен Владимир Селезнев, артист МДТ — Театра Европы, в последнее время работающий очень мощно и разнообразно.

В апреле Влад Наставшев, долго стажировавшийся на Западе, прежде всего в Англии, а теперь плотно сотрудничающий со столичным «Гоголь-центром» Кирилла Серебренникова, — режиссер техничный, умный и изобретательный, поставит спектакль по поэзии Михаила Кузмина.

А на излете сезона молодой, но серьезный режиссер Евгения Сафонова — которой на редкость удаются человеческие комедии на грани фола — займется новым театральным текстом нашего современника Ивана Вырыпаева, одной из ключевых фигур российской театральной революции рубежа веков.

Дмитрий Поднозов.

Без посторонних

Самый камерный из петербургских театров — «Особняк», обитающий в одном из двориков Петроградской стороны, — от момента основания существовал на собственные средства, получая от города разве что гранты на отдельные проекты, но умудрялся быть в тренде, экспериментируя с новыми текстами и новыми формами. И вот сегодня, 27 сентября, спектаклем «Посторонний» по текстам Камю и Виана он открывает юбилейный, 25-й сезон. Для маленького, но гордого театра это, без всякого преувеличения, подвиг.

Хозяином и самым большим оригиналом — провокатором, радикалом, ставящим дерзкие опыты на себе, на публике, на классиках, — в «Особняке» всегда был актер Дмитрий Поднозов. Режиссеров он подбирал по своему усмотрению, настроению, и — что, пожалуй, главное — с учетом современных веяний. С театром работали Игорь Ларин, Владимир Михельсон, Алексей Янковский. В последние лет семь театром на правах главного режиссера руководит философски настроенный Алексей Слюсарчук, создающий модели мироздания, в которые человеку требуется прежде всего вписаться, попутно осмысляя свое место не только в пространстве сцены, но и во Вселенной. Однако сам Поднозов работает по большей части с режиссером Юлией Паниной, позволяющей актеру жонглировать масками и дурачить публику, ни на секунду не забывая о смерти, — так что по жанру спектакли местами напоминают триллеры.

В грядущем сезоне Юлия Панина намерена поставить «Пера Гюнта» — пьесу Ибсена с элементами скандинавской мифологии, где перед героем стоит единственная цель: остаться самим собой. Но он предпочитает сражаться с самыми фантастическими персонажами — троллями, разными модификациями ведьм и даже Великой Кривой, нежели погружаться в себя. Кто сыграет Пера Гюнта, пока неизвестно, ясно лишь, что за одну из самых многонаселенных пьес мирового репертуара в «Особняке» возьмутся всего четыре артиста — понятно, что на долю каждого придется по нескольку ролей.

Сам же Алексей Слюсарчук продолжит собственную линию, причем весьма интригующе. Произведение, которое он нынче избрал для постановки — «Малина» по роману австриячки Ингеборг Бахман, — посвящено ее сложным взаимоотношениям с писателем Максом Фришем. Между тем героиня романа Макса Фриша «Назову себя Гантенбайн», который Слюсарчук ставил некоторое время назад, имела прототипом не кого иного, как Ингеборг Бахман.

Такой вот «Особняк»: ничего случайного, все спектакли словно бы сплетаются в единый узор или даже в мистическую мандалу.

И даже приглашенные команды год от года не меняются, а создают свои модели, отсылающие все туда же, к мифам. Вот замечательная группа «Lusores», к примеру, продолжит осваивать шумеро-аккадский эпос «Гильгамеш».

↑ Наверх