Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Праздник, который всегда… дома

Арт-центру «Пушкинская 10» исполняется 25 лет

В 1989 году в заброшенном доме на Пушкинской, 10, образовался сквот, где жили и работали художники, которые и по сей день называют себя нонконформистами. За четверть века многое изменилось — об этом шла речь на открывшемся традиционном фестивале «Праздник Дома».

Перформанс русского инженерного театра АХЕ.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕИЧ ИХ ЗАМЕТИЛ

Президент арт-центра Юлий Рыбаков утверждает, что сам Александр Сергеевич Пушкин показал этот дом троим отцам-основателям «Пушкинской 10» — ему, Евгению Орлову и Сергею Ковальскому. Точнее, не сам поэт, а памятник: художники обратили внимание на пустующее здание, сидя в сквере, где памятник Пушкину. «Александр Сергеевич знал, что делает: выяснилось, что этот дом построил мой прадед для художественного училища. Потом дом был перекуплен, и в нем располагались знаменитые издательства Серебряного века «Сирин» и «Алконост»: здесь ходили Блок, Грин, Куприн…» — рассказал Юлий Андреевич на открытии фестиваля.

Не случаен, конечно, и подзаголовок фестиваля — «Территория свободы». Художник Валентин Мария Тиль Самарин, один из старейших ленинградских — петербургских нонконформистов, напомнил, что в 1970 — 1980-е можно было легко нажить неприятности, даже устроив квартирную выставку: «Это был большой подвох для советской власти — что мы красили свои картинки».

Сейчас-то городская администрация арт-центр поддерживает, а для тогдашних властей дом, занятый художниками, был костью в горле. Семь лет художники боролись за то, чтобы в доме на Пушкинской, 10, остался центр современного искусства, — и победили: пусть не весь дом отвоевали, а всего лишь часть, и вход стал с Лиговского проспекта.

Конечно, «Пушкинская 10» стала другой, но сейчас уже никто не говорит, что, когда помещения отремонтировали, якобы исчез ее дух: арт-центр стал одной из любимых художественных площадок, и количество выставок и концертов, проведенных за эти годы, не поддается исчислению. Впрочем, Юлий Рыбаков привел цифры за прошедший сезон: 451 концерт, 89 выставок, 46 тысяч зрителей. А теперь умножьте на 25.

Идею арт-центра как отвоеванного у города пространства подхватили в Вильнюсе, создав независимую художественную республику в районе Ужупис, — об этом рассказал гость из Литвы художник Гедрюс Багдонас.

Есть похожий артцентр и в Новгороде — поздравить художников с коллективным юбилеем приехал основатель Новгородского центра современного искусства Сергей Пухачев.

СМОТРИТЕ И СЛУШАЙТЕ

Нынешний фестиваль «Праздник Дома» открылся выступлением Инженерного театра АХЕ, который, кстати, базируется на «Пушкинской 10» (как и группы «Аквариум», «ДДТ» и «Ю-Питер»). Под звуки оркестровой импровизации Максим Исаев и Павел Семченко, надев белые малярные комбинезоны, обматывали друг друга полиэтиленовой пленкой и липкой лентой, красили красками, поливали различными жидкостями и посыпали то мукой, то землей, периодически произнося философские изречения, например такие: «Приветствуем перекрестья во взглядах — они делают нас простыми», «Желаем и вам все чаще быть очевидными», — в общем, символизировали современное искусство. На перформансе присутствовал Вячеслав Полунин и был зрелищем заметно доволен — много фотографировал на телефон. Корреспондент «ВП» подумала было, что гениальный клоун тоже имеет отношение к «Пушкинской 10», но из разговора выяснилось, что Полунин даже не знал, с какой стороны вход, и наивно вошел именно с Пушкинской, 10. Самое невероятное, что это ему удалось, хотя часть дома, выходящая на Пушкинскую улицу, отделена от арт-центра внушительным забором.

Как всегда, фестиваль «Праздник Дома» — это не просто концерты и действа, но и открытие новых выставок. Устроители решили, что самыми концептуальными в данном случае будут выставки документальные. В Большом зале Музея нонконформистского искусства — выставка Дмитрия Шубина «Несущественные процессы»: фото-портреты художников и музыкантов, имеющих отношение к арт-центру, снабженные наушниками. В наушниках слышны вроде бы случайные звуки, но суть в том, что это реальные шумы и шорохи, записанные в мастерских художников и в студиях музыкантов.

В Малом зале Музея нонконформистского искусства представлен первый национальный музей рок-музыки «Реалии Русского Рока», основанный Владимиром Рекшаном. Сам Рекшан считает русский рок той самой «духовной скрепой», которую все ищут и никак не могут найти. А в галерее «АртЛига» показали архив «Пушкинской 10»: к торжественной дате его систематизировали и оцифровали.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений ОРЛОВ, директор Музея нонконформистского искусства:

— Мне не кажется, что эти 25 лет пролетели как один день: была долгая жизнь здесь, не работа, это именно жизнь. И не только здесь, потому что дом разросся, мы побывали почти во всех странах мира.

Понятие свободы за эти годы сильно изменилось… Все как­-то забыли, что было раньше.

На нас никто не давит, мы ни с кем не скооперировались, не связались с официальными структурами, у нас есть доля свободы в этих стенах. Мы остались кораблем в свободном плавании, но наше плавание не хаотичное, мы держим курс.

↑ Наверх