Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Праздновать, чтобы помнить

Снятие блокады Ленинграда — несомненно, важнейшее событие для истории города, страны и всей Великой Отечественной войны.

В этом году юбилей — 70 лет этой знаменательной даты. Все меньше и меньше остается живых участников тех великих дней, а потому очень важно сохранить живую нить памяти в народе и его традициях.

В этом году решено как никогда широко отметить юбилейную дату. Достаточно посмотреть перечень мероприятий, расписанный на целую неделю, в котором запланировано много всего: возложение венков, зажжение огней Ростральных колонн, торжественные концерты, историческая реконструкция событий и т. д. И все бы хорошо, если бы не «маленькие» досадные недоразумения. Начиная от маловразумительного и тяжеловесного переименования этой памятной даты на федеральном уровне, развешанных по всему городу и теперь подлежащих демонтажу неграмотных и оскорбительно-двусмысленных плакатов, из которых по логике следует освобождение города немецко-фашистскими войсками, до более чем спорной исторической реконструкции «атмосферы блокадного города» — многие праздничные заготовки встречают критику и протест общественности.

Но в данном случае, как говорится, отмечаем как умеем. Желание с размахом отметить событие не всегда совпадает с умением получить от этого ожидаемый эффект. И первый вопрос к организаторам такого масштабного действия — о целях, которые они ставят перед собой, и о социальном эффекте, на который они рассчитывают.

В наше время организация салюта или исторической реконструкции требует от организаторов минимум ума и фантазии — были бы деньги, а вот их уместность — это уже ответ на вопрос, зачем проводится данное мероприятие. Чтобы оно вписалось в традицию и само стало традиционным при проведении праздника, необходимо понимание сути некоего целостного действия, которое должно что-то глубоко затронуть в душах и умах людей.

В предыдущие годы в честь снятия блокады не было такого масштаба мероприятий, но жители города достойно отмечали это историческое событие, ибо каждый, кто считал Ленинград своим городом, символом стойкости народного духа и воли к победе, не оставался в стороне, принимая участие в праздновании безо всяких разработчиков сценариев с миллионным бюджетом.

Память народная живет в письменной и устной традициях, и для продолжения памяти очень важно использовать энергию обеих традиций. С учетом современных реалий совсем не просто соединить традицию и инновацию. Масштаб тоже должен показать значимость даты, ведь не секрет, что в последние годы город пополнился значительным контингентом новых петербуржцев, приехавших из разных городов и весей, для которых Ленинград не был родным городом. Когда они освоят и присвоят все культурное пространство города — вопрос риторический, ибо требуется не одно поколение, чтобы город стал родным, а для усвоения истории и культуры города с такой великой и трагической судьбой необходима упорная работа.

Но тут мы попадаем в конкретно-историческую ситуацию всей нашей страны и города. Кардинальная смена ценностей, затронувшая нашу страну в последние десятилетия, переход от коллективизма к индивидуализму за двадцать лет породили пену псевдоисторических изысканий и — в погоне за сенсациями — якобы открытия тайных дверей истории. В ход идут и недозволенные приемы, и недобросовестные интерпретации, особенно неоднозначных ситуаций, в том числе и из жизни блокадного Ленинграда. Но оставим это на совести тех, кто пытается заставить нас — и в первую очередь молодежь — забыть, что мы народ-победитель. 

Величие духа защитников блокадного Ленинграда — это явление мирового культурно-исторического значения, сравнимое с другими вершинами человеческого духа в экстремальных ситуациях своего бытия. Выстоять 900 дней блокады и победить удалось благодаря духу коллективизма, повсеместной взаимной поддержки и участия. И если организаторы нынешнего празднования ставят перед собой цель показать величие народного подвига, то это более чем достойно. 

Но не следует забывать об испытанных и эффективных формах проведения подобных мероприятий, обеспечивающих не просто зрелищность и развлекательность, а решение сверхзадач по формированию глубинных ценностей, связей и смыслов. Не претендуя здесь на охват всей этой системы, остановлюсь на одном факторе — на мой взгляд, самом важном и значимом: на связи времен и поколений. 

Понятно, что одним из главных адресатов подобных мероприятий является молодежь, которой предстоит унаследовать значение этого события. Однако без соответствующей формы мероприятие рискует превратиться для юных горожан в очередной развлекательный перформанс. А хотелось бы передать им ощущение и память о трагических и великих днях. Простым повествованием этого достигнуть невозможно. Между тем ученые выяснили, что существует определенный возраст — 11 — 12 лет, когда именно живое общение с участниками великих событий проникает в души подростков глубоко и практически навсегда, формируя у них чувство причастности на всю жизнь. В другом возрасте эффект будет значительно ниже. Поэтому нужны уроки памяти в школах с учениками 5 — 6-х классов, пока еще есть живые участники тех дней. Никак нельзя пускать на самотек эту встречу, важнейшую для будущих хранителей и продолжателей истории города и страны. Сегодня, когда, увы, систематическая работа с молодежью отсутствует, важно успеть использовать живую связь поколений для сохранения народной памяти о великом подвиге народа-победителя. И это не в противовес предложенным мероприятиям, а в дополнение к ним. 

Сергей Иваненков, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор философских наук.

↑ Наверх