Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Предмет не имеет значения

В рамках празднования 20-летия Института Финляндии в Санкт-Петербурге в Научно-исследовательском музее Академии художеств до 17 июня открыта выставка молодой финской художницы Анны Туори.

Анна Туори — выпускница Художественной академии в Хельсинки и Высшей национальной школы искусств в Париже, в 2011 году получила престижную премию «Молодой художник Финляндии».

Я звала тебя. 2012.

Картины Анны открывают дверь в алогичный, пугающий мир, где все неясно, расплывчато. Хотя Анна пишет в основном маслом, с первого взгляда ее работы похожи на акварель: краски перетекают друг в друга, цвета приглушены. Если вы захотите понять смысл работ Анны, прочитав их названия, вы еще больше запутаетесь. Иногда названия взяты из фильмов, книг или спектаклей, но это опять-таки ничего не объясняет. Например, имеет отношение картина «Once Loved» («Однажды любимый») к песне Фрэнка Синатры «Once I Loved» или нет? На картине изображена девушка со свечением вместо головы. Это часто повторяющийся мотив — человек с источником света вместо лица или всей головы. Даже если лицо персонажа не светится, его все равно почти никогда нет: цикл «Парад» демонстрирует нам разнообразные женские фигуры в разных позах, но вместо лица — мазок. Пожалуй, именно мазок — главный персонаж живописи Анны: художница никогда не «прячет» мазок, более того — фон во многих композициях представляет собою именно несколько размашистых мазков. На картине «Успокойся, родной-II» (не обращайте внимания на название!) мазок становится зеленым островом, а в картине «Я звала тебя» (а вот тут, пожалуй, название кое-что объясняет) фон-мазок превращается в настоящий ураган. «На холсте все выражается с помощью мазков и формы… Предмет сам по себе не имеет значения. Я не думаю, что он отличается от какого-либо другого предмета. Работа приобретает свое содержание в зависимости от того, как она, например, написана или скомпонована», — объясняет Анна Туори. Хотя, глядя на некоторые картины, думаешь, что художница чуть-чуть лукавит, и смысл в них все-таки есть. Например, «Виновный-II»: двое безликих персонажей держат белоснежного голубя, его крылья раскинуты крестообразно… здесь, пожалуй, действительно все понятно — это отсылка к Евангелию. Впрочем, если вы вдруг подумали, что Анна — человек мрачный, то ошиблись: для выставки в России художница на огромном листе написала по-английски: «Я люблю русский чай и пирожные», а на полу в зале разместила «инсталляцию»: под стеклянным колпаком насыпано разноцветное печенье.

 

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх