Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Прекрасная больница! Ужасная больница!

Корреспондент «ВП» узнавал, как работают клиники в праздники и выходные

Получая задание редактора разработать ту или иную тему, подбираешь к каждой свой алгоритм. Например, обстановку на дорогах вполне объективно покажут сводки ДТП и интерактивные карты с пробками. Экологическую ситуацию отлично помогут оценить въедливые эксперты, представители общественных «зеленых» организаций. Если речь о ЖКХ, то достаточно наугад набрать номер телефона любого жителя любого района и, за редким исключением, картина будет красочной. Но, получив задание редактора написать о работе петербургских больниц в праздники и выходные, специальный корреспондент «ВП» оказался в тупике. Ни один из имеющихся алгоритмов не дает оценку ситуации!

На 10 000 петербуржцев приходится 87 врачей и 102 медсестры. Это очень мало

Плюрализм пациента

Комитет по здравоохранению говорит о том, что все предусмотрено. В праздники в больницах работают дежурные врачи всех специальностей, имеющихся в учреждении. В каждом районе есть дежурная поликлиника, в которой должен быть невролог, кардиолог, хирург, офтальмолог, лор, дежурные стоматологические — взрослая и детская — клиники с зубными терапевтом и хирургом. Круглосуточно работают все травмпункты, три стоматологические и одна офтальмологическая клиники, «скорая помощь» и районные «неотложки».

Но начинаешь проверять — и…

Мнения категорически противоположные. Например, Александровская больница.

Сергей: — В майские праздники все врачи отдыхали. Мой отец просто лежал. За 4 дня я с врачом так и не встретился. Санитарки оскорбляют и унижают стариков, персоналу на все наплевать. Ужас!

Мария: — Попала на майские. В приемном провела два часа, но за это время взяли три анализа и провели два осмотра. Положили в отделение. Пролежала 3 дня. Все чудесно было. Вылечили. Врач был очень внимателен. Сестрички — чудо.

Мила: — Ужасная больница! Брата положили туда в праздничные дни. Состояние тяжелое было. Каждый день приходили разные врачи и ставили разные диагнозы. Лечения не назначали. Перевели в другую больницу, где его сразу в реанимацию поместили.

Евгений: — У меня друг туда в праздники попал. В безнадежном состоянии. И шаг за шагом врачи поднимают его на ноги. Спасибо им огромное!

Или Покровская больница.

Ольга: — 2 мая по «скорой» привезла маму. Врачи работали оперативно и четко — анализы, рентген, кардиограмма. На отделении так же. Лечили грамотно и последовательно.

Денис: — Моего отца перед самыми праздниками выписали. Сказали, что здоров. Вместе с ним выписали почти все отделение, оставив самых тяжелых. И в праздники у отца случился приступ.

Светлана: — Через что здесь пришлось пройти, повергает в шок! Персонал хамит и ничего не хочет делать. Про капельницы могут забывать на три часа. Врачи всем видом показывают на свой карман. Лечить не хотят: мол, ваше здоровье — это ваша проблема.

Сергей: — Приятно удивлен компетентностью и доброжелательностью врачей. А насчет хамства персонала — это, знаете ли, изрядное преувеличение. Невозможно уделять много внимания каждому больному, когда, возможно, это внимание требуется кому-то другому.

А вот Мариинская больница.

Галина: — Привезли. Быстро поставили диагноз. Назначили экстренно операцию. Жизнь спасли! Медсестрички очень хорошие.

Наталья: — Попала на майские. Выбирайте любую другую больницу, кроме этой. Ужасное отношение к пациентам!

И так до бесконечности. И такая разнородность мнений — практически во всех 112 стационарах Петербурга. Одни хвалят врачей, другие кроют их на чем свет стоит. Одни поливают персонал, другие боготворят заботливых сестричек и санитарок. И все это в пределах одной больницы и даже одного отделения.

С поликлиниками примерно такая же история. В дежурной поликлинике Центрального района дежурил весь набор врачей. А в Выборгском посоветовали вызвать «неотложку», «врачи которой могут найти дежурного терапевта». И даже нашли, и тот даже позвонил, а выслушав, посоветовал дождаться будней и записаться к хирургу.

И только травмпункты и местные «не-отложки» единственные работали как часы, без сбоев. К первым можно было попасть на прием, вторые приезжали по первому вызову.

А вот со смежным персоналом в праздники — большие проблемы.

Елизавета: — К моей маме в Петро-градском районе ходит сестра уколы делать. Ни в выходные, ни в праздники, конечно, ее нет. Спрашиваешь, как же еже-дневный курс, и сестра, и врач отвечают: ничего страшного. А ты в Интернете читаешь, что прием этого лекарства должен быть непрерывным.

Маргарита Александровна: — Я живу в Приморском районе. Езжу в поликлинику почти каждый день перевязки делать. Врачи там от бога. Очень им благодарна. Но вот в майские праздники пришлось обходиться без перевязок. Персонал — выходной.

Интересно получается. Магазины у нас круглогодичные и круглосуточные. И даже сейчас, при всех запретах, в любое время дня и ночи можно купить алкоголь. А вот медицина работает по расписанию.

Плюрализм врача

Расспросили мы и врачей. Хирург городской больницы №14 (гнойный центр) рассказал, что врачи готовы работать в выходные, организовав дежурства. Он объяснил, что они обращались к главврачу с этим предложением. Но тот отказался оплачивать выходные. В результате был один дежурный врач на 120 пациентов стационара и приемный покой. И он, естественно, зашивался. И это при том, что в городе всего две больницы, которые берут пациентов с абсцессами. Поэтому в праздничные дни эти два стационара дежурят по очереди. И счастье, что за праздники в больнице ничего экстренного не произошло.

А в Елизаветинской больнице доктора, наоборот, сетовали, что их в выходные буквально заставляют работать, несмотря на то, что они, как многопрофильная больница, не каждый день принимают пациентов со «скорой». Так что на майских в приемном отделении все двери в смотровые разных специализаций были открыты.

Профильные клиники — это стоматологические, которые дежурят днем в каждом районе, а круглосуточно — три по городу и одна дежурная офтальмологическая. В круглосуточных в нерабочее время были большие очереди. Народ сидел с больными зубами и глазами по три-четыре часа в очереди. Некоторые не выдерживали и шли в платные клиники, которые работают без выходных.

С дневными дежурными стоматологиями — все как с больницами. В одних врач работал на совесть, вел прием и лечил зубы. В других — кабинет закрыт, врач где-то ходит, а пациенты три часа сидят его ждут с флюсами. А когда врач приходит, то предпочитает рвать, а не лечить.

В общем, ситуации в стационарах и амбулаториях схожие. Однако единой картины не составить.

Экспертов нет, есть типичные проблемы

Корреспондент «ВП» решил обратиться к экспертам. Но оказалось, таковых нет. Дело в том, что государственные клиники не подпадают под закон о защите прав потребителей. Организации по защите таких прав работают только с жалобами на частные клиники.

Остаются активисты-общественники, коих не очень много. Мы обратились за комментарием к руководителю проекта «ПроДокторов» Сергею Федосову, который в 2011 году создал сайт, где ведется рейтинг врачей и клиник на основе отзывов пациентов.

— Когда мы только начинали работу над проектом, который мог бы охарактеризовать качество работы медицинских учреждений и врачей, мы долго не могли определиться в способе оценки, — рассказал Сергей. — Остановились на отзывах пациентов. Есть профессиональный способ оценки. Но реализация его очень трудоемка в наших масштабах. Но мы планируем в свое время его запустить. Этот способ — аналог известного маркетингового исследования «скрытый покупатель». Он дает 100-процентно достоверную информацию и полное погружение в проблему. В качестве «скрытых пациентов» могут выступить практически любые незаинтересованные люди, если им разработать «легенду».

Также Сергей Федосов предоставил нам небольшое исследование общественного мнения.

«Режим работы поликлиник устанавливается отдельным приказом, который определяет, какие именно праздничные дни будут признаны рабочими. Обычно штатное расписание в такие дни составляется по режиму субботы, который нередко подразумевает лишь наличие дежурного врача-терапевта. В любом случае время работы ограничено, а количество медиков снижено.

Анализируя отзывы пациентов о работе поликлиник на проекте «ПроДокторов» в праздничные дни, можно определить следующие типичные проблемы:

  • затруднения в уточнении режима работы как всей поликлиники, так и отдельных врачей в праздничные дни;
  • отсутствие у пациентов четкого понимания, когда надо обращаться в поликлинику, а когда вызывать «скорую помощь»;
  • длительное время ожидания в очереди на прием к дежурному врачу;
  • невозможность обращения к узкому специалисту при затруднении в получении адекватной медицинской помощи у дежурного терапевта;
  • ограниченный перечень или даже полное отсутствие методов дополнительного обследования (рентген, лабораторные анализы);
  • отсутствие связи с руководством учреждения для оперативного решения возникающих вопросов по оказанию медицинской помощи.

Конечно, имеется также немало поликлиник, которые четко и грамотно выполняют свою работу, так что огульно обвинять всех будет абсолютно неправильно.

Больницы также приказом соответствующего департамента здравоохранения делятся на оказывающие экстренную помощь и не оказывающие таковую — это так называемые плановые стационары. Тем же приказом определяются «профильные» заболевания для каждого стационара. Но в любом случае пациента не имеют права оставлять без медицинской помощи — даже при «непрофильном» обращении или обращении в «плановый стационар». То есть если его состояние здоровья не позволяет ему самому добраться до специализированного стационара, то врачи приемного отделения должны обеспечить его транспортировку и оказать первую медицинскую помощь.

Какие же здесь поджидают сложности? На проекте «ПроДокторов» пациенты в отзывах о работе стационаров в праздники указывают на следующие затруднения:

  • длительное время ожидания специалиста на приемном отделении (в том числе в результате наплыва «плановых» пациентов из неработающих поликлиник);
  • нежелание доктора вникать в суть проблемы пациента и помогать в ее решении при отсутствии показаний для госпитализации;
  • отказ в госпитализации с направлением на лечение в поликлинику по месту жительства, которая по графику не будет работать еще несколько дней;
  • перенаправление в другой стационар без оказания первой медицинской помощи или в нестабильном состоянии пациента;
  • затруднения с получением медицинской помощи после госпитализации в отделение — невозможность проконсультироваться у дежурного врача или даже полное отсутствие какого-либо лечения до окончания праздничных дней.

Таким образом, несмотря на то, что в целом отечественная система государственной медицины доказывает свою способность оказывать помощь нуждающимся в ней в праздничные дни, нельзя обойти стороной и очевидные проблемы.

Мы желаем нашим и вашим читателям найти себе семейного врача, проводить праздники без экстрима и оставаться здоровыми!»

Чем можно подытожить это исследование? Есть Больницы, а есть больницы. Есть Поликлиники, а есть поликлиники. Есть Врачи, а есть врачи.

Почему так происходит, примерно понятно. По данным Петростата, в Петербурге 112 больничных учреждений, в которых 47 тысяч коек. То есть 95 коек на 10 000 человек. Еще 43,2 тысячи врачей, 50,2 тысячи медицинского персонала. Соответственно, на 10 000 петербуржцев приходится 87 врачей и 102 медсестры. При этом на 10 000 человек ежегодно приходится около девяти тысяч болезней. Это огромная нагрузка на стационары, на врачей и на сестер. И даже если, как планирует комитет по здравоохранению, к 2018 году средняя зарплата врача составит 115 тысяч рублей, а медсестры 56 тысяч рублей — все равно это огромная нагрузка.

Что удручает? То, что управы на больницы, поликлиники и врачей с маленькой буквы у пациентов нет. Единственный совет, который дают специалисты: если лечение не нравится, ищите другую клинику и другого врача.

↑ Наверх