Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Премьеры

«Дон Кихот» — 13 и 14 декабря; «Монологи в Царском фойе» — 7, 8, 14, 15, 21 и 22 декабря

Господин Дон Кихот, его слуга и его палач

Театр им. Ленсовета выпускает вторую за месяц премьеру — и тоже по классике. На сей раз это «Дон Кихот» Михаила Булгакова в постановке Александра Баргмана с Сергеем Мигицко в заглавной роли. Первые показы — 13 и 14 декабря.


Сергей Мигицко всю жизнь мечтал сыграть эту роль — роль великого и при этом невероятно деятельного мечтателя. Сочетание замечательное и редкое, потому что мечты вообще редко сбываются. И почти нет людей, которые готовы надеть доспехи, взять в руки копье и отправиться приближать свою мечту. Автор инсценировки романа Сервантеса Михаил Булгаков таким не был — да и страна, в которой он жил, практически исключала борьбу с режимом. Точнее, бороться можно было только тайно — и вот таким, тайным борцом Булгаков, несомненно, был. Потому что его тексты — это не только воспетый «потерянный рай» в доме на Андреевском спуске (где теперь расположен удивительный музей под названием «Дом Турбиных»), но и утверждение гуманизма в начисто антигуманном государстве. Как признавался сам Булгаков, он уже давно меряет свои произведения не успехом или неуспехом у читателя/публики, а количеством неприятностей, которые произведение ему приносит. Неприятностей от «Дон Кихота» был несоизмеримо меньше, чем от «Кабалы святош» и даже от «Дней Турбиных», которые в итоге принесли национальную славу и покровительство отца народов. Однако совершенно очевидно, что для Булгакова эта пьеса не менее значительна, чем роман «Мастер и Маргарита», создававшийся с нею параллельно. Есть прямо-таки дословные совпадения и речей, и уж точно интонаций Иешуа и Дон Кихота. А сервантесовского Самсона Карраско (бакалавра, переодевшегося в Рыцаря Белой Луны; его играет Илья Дель) Булгаков и вовсе переименовал в Сансона (по имени известного палача эпохи Великой французской революции). Так что вопрос о симпатиях автора даже не встает, он очевиден. 

Перед тем как написать инсценировку, Булгаков выучил испанский язык, чтобы читать роман в подлиннике. Режиссер Александр Баргман, по его признанию, прочел не только роман, но и лекции Набокова, и фундаментальный труд Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» о восприятии этих двух ключевых героев мирового литературного мифа в России. Кроме того, режиссер Баргман сравнивает крик отчаяния Дон Кихота с «Криком» Мунка. И ему не впервой ставить романтическую драму выдающейся личности. Один из лучших его спектаклей — «Лжец» по пьесе Гольдони, но от сюжета пьесы весьма далекий, поставлен именно в этом жанре. От одиночества Дон Кихота, по мысли Баргмана, не спасет Санчо Панса (хотя его и играет отличный артист Александр Новиков), а знамя его идей в идеале должен подхватить зритель.

Нервный капельдинер и другие

В Александринском театре выходит второй спектакль из цикла «Монологи в Царском фойе», который предполагает общение зрителей в камерном, но одном из самых красивых внутренних пространств Александринки с выдающимися артистами этого театра. 7, 8, 14, 15, 21 и 22 декабря в 14.00 к публике выйдет Игорь Волков с моноспектаклем по рассказам Михаила Зощенко. 


Игорь Волков уникальным образом совмещает в своей природе лирику и эксцентрику. Его гоголевская природа позволяет сочетать в одной роли юмор и трагедию, которой может удостоиться в том числе и маленький человек. Кто видел артиста в его выдающихся моноработах — «Веселенькое кладбище» по рассказам Чехова и «Исповедь брюзги» по дневникам Достоевского, непременно согласится с тем, что жанровые границы для Волкова — понятия весьма условное. Он мастерски, словно эквилибрист, перескакивает с одной интонации на другую, прямо противоположную, и поди угадай, когда он говорит всерьез, а когда декламирует ложный панегирик. Словом, именно так, пожалуй, и стоит изображать зощенковского персонажа Василия Былинкина, героя со стертым лицом и стертыми каблуками, который на вопрос, отчего поет соловей, отвечает: «Жрать хочет, оттого и поет», но при этом изо всех своих душевных сил страдает от утраченной любви. 

В спектакле участвует пианистка Инна Андреева.

↑ Наверх