«Прибавили и по 10 тысяч»
Утверждают учителя, освоившиеся в новой системе надбавок
«Учителям предложили надбавку к зарплате, но некоторые педагоги не оценили: закатили глаза — «Осссподи!». Нам что ни дай — всем будем недовольны», — передал «Вечерний Петербург» в номере за 11 ноября сомнения работников школьного образования в новой системе оплаты труда. Сложно, непонятно, требует уйму времени для бумаготворчества и подсчета баллов, а прибавка — копеечка, говорят одни. Мы выслушали и мнение той стороны, что утверждает противоположное: прибавка исчисляется тысячами рублей, а трудозатраты на подсчеты баллов мизерны.
— Это занимает не более двух часов раз в полгода, — говорит Александр Ксенофонтов, заместитель председателя комитета по образованию города.
На днях он вместе с представителями школ провел в БалтИнфо пресс-конференцию «От чего зависит зарплата учителя в Санкт-Петербурге?». Как пояснил Александр Валерьевич, в апреле этого года председателем правительства было дано поручение по повышению зарплаты учителей и доведению ее значения до значения средней заработной платы по экономике в каждом конкретном субъекте РФ. В одних регионах этот разрыв был более 30 процентов, и там действительно на первом этапе зарплата поднялась на 30 процентов. В других, как в Петербурге, где эта разница была около 15 процентов, среднюю зарплату сразу довели до средней по экономике.
Механически поднимать планку зарплаты на требуемые тысячи рублей в Минобразования РФ сочли делом неэффективным — не стимулирующим педагогический процесс. Каждый регион получил возможность создавать свои собственные механизмы.
Г-н Ксенофонтов подчеркивает: при этом новые надбавки не упразднили старые, например за педстаж или квалификацию.
В гарантированной части к базовому окладу всех учителей ввели коэффициент за использование инновационных технологий (вроде ведения электронных дневников учеников), а далее каждая школа получила простор для творчества в оценке труда учителей.
— Шкалу оценки разрабатывает каждое учреждение самостоятельно, — поясняет зампред комитета по образованию города.
Затем учитель самостоятельно подсчитывает свои баллы-бонусы и выходит со своим портфолио на комиссию, состоящую из членов педсостава школы, методистов, членов попечительского совета школы, кое-где родителей, а также профсоюзов. Система максимально открыта, полагают в комитете по образованию.
— Все, что представлено в теории, быстро и просто реализуется на практике, — хвалит ее Константин Тхостов, директор лицея № 369 Красносельского района.
Ирина Носаева, директор школы № 411 Петродворцового района, сообщает, что в ее школе зарплата учителей со средней в 18 с немногим тысяч дошла до 28 тысяч рублей. Учительница Ольга Винцаревич из гимназии № 24 Василеостровского района говорит, что с новыми «балльными» надбавками ее зарплата выросла на 60 процентов.
— Распределение денежных средств становится более прозрачным и объективным, — согласна Мария Супрядкина, учительница начальной школы гимназии № 73 Выборгского района. — Однако учителя начальных школ получают меньше, чем учителя средних и старших классов. Они ведь не участвуют в подготовке учеников к ЕГЭ и к олимпиадам российского уровня. Наши баллы ниже, хотя мы тратим не менее сил на работу с ребенком. Возьмем работу классного руководителя — ее обязательно надо учитывать!
Базовая гарантированная зарплата учителя за ставку колеблется сейчас в пределах 18 тысяч рублей. Новичок-выпускник может рассчитывать только на 14 — 15 тыс. руб. в месяц и на прибавку «по полной» минимум через полгода, когда его ученики начнут побеждать в олимпиадах и показывать прочие высокие результаты.
Что думают учителя других наших школ о системе прибавок? «ВП» приветствует все мнения.
Алла ДМИТРИЕВА