Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Приходят капризули, а становятся серьезные!»

25-летний тренер по фигурному катанию Анна Морякова рассказала, как готовит маленьких фигуристок к большому спорту

Постоянные победы подопечных Анны Моряковой, преподавателя фигурного катания из Дворца спорта ВО, заставили нас задаться вопросом «как?». Тем более девушке всего 25 лет.
Смотрите сами. У ее учеников уже имеются награды за открытое первенство ШФК «Спартак», посвященное юбилею Алексея Мишина, открытый турнир по фигурному катанию на приз депутата ЗакСа и первенство по фигурному
катанию Василеостровского района. И это неполный список.
«W» поинтересовался у молодого тренера Анны, как она готовит маленьких фигуристок к большому спорту.

 

— Начнем издалека: как вы попали на лед?
— Добровольно-принудительно, как в принципе и все детишки в возрасте трех лет, — смеется Анна. — Причин, почему меня отдали в фигурное катание, было две. Это моя астма, помноженная на аллергию, а еще мамины амбиции! Она, хоть человек абсолютно неспортивный, всегда хотела чего-нибудь эдакого, красоты, романтики. Вот вам и результат!

— А преподавательская деятельность как вошла в вашу жизнь?
— После окончания Лесгафта я отправилась работать в офис. На тот момент это решение казалось мне абсолютно верным, хотя бы исходя из финансовых соображений. Но представьте себе человека, привыкшего к регулярным тренировкам, движению, нагрузкам, простору катка. А тут офисная «клетушка». День изо дня сидишь на месте, передвигаясь только до кофеварки и обратно. Спустя неделю мне стало плохо, а спустя две поехала крыша. Пришлось спасаться бегством. И вот, покинув этот офисный ад, я вернулась на каток, но уже в качестве тренера. Тогда очень пригодилась практика, которую мы проходили по направлению Лесгафта, занимаясь с детьми.

— Говорят, с детьми можно работать только по призванию…
— Не попробуешь — не узнаешь. Я и не собиралась вести детскую секцию фигурного катания, но так уж получилось. В теоретическом плане мне многое дал институт, а остальное, такое важное, как умение общаться и налаживать контакт с учениками, обнаружилось само по себе.
 
— А может, намного проще заниматься со взрослыми?
— Проще-то проще, да отдача не та. Я пробовала вести взрослые группы, но у них нет никаких стремлений, катаются просто так, прекрасно зная, что вкалывать бессмысленно, коли в спорте им ничего не светит. Это расхолаживает даже самого тренера. А вот дети — другое дело! Этакие сгустки энергии, пластилин, из которого можно построить, слепить что угодно. Но тут уже дело в подходе.

— Что это за подход? Существует общая формула?
— Нет, возможен лишь индивидуальный подход. Присматриваешься к каждому ребенку в группе и прикидываешь, что и с кем сработает, с кем нужно быть строже, с кем мягче. Этот процесс «притирки» может занять до месяца, но зато после можно добиться значительных улучшений.

— Реально любого ребенка научить фигурному катанию или же есть те, кто просто «не может»?
— Да все они все могут! Просто чаще результата добивается упорный, но менее талантливый, чем очень-очень талантливый, но капризный. Еще большую роль играют родители. Ведь все упирается в их отношение к тренировкам ребенка: для галочки или действительно имеются некоторые планы. Дети же видят настрой своих родителей и тут же копируют поведение. Кстати, со временем у многих малышей вырабатывается такая взрослая стрессоустойчивость! А еще уверенность в себе, дисциплинированность, целеустремленность. Приходят капризули и плаксы, а становятся серьезные-серьезные!
— И они-то и завоевывают призовые по городу?
— И они в том числе. Я знаю, вы сейчас спросите про то, как это получается. Но если быть честной, я действительно не знаю. Просто всю мою жизнь фигурное катание было со мной, и я им живу. А тренируя детишек, я вкладываю в это всю душу и сердце, и когда у них что-то получается — я радуюсь.

 

Беседовал Алексей БЛАХНОВ Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх