Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Приключения «американцев» в России

Корреспондент «ВП» побывал в автомастерской, превратившейся в общедоступный музей

 

Массивный бампер сверкает хромовыми «клыками», приземистый, широкий, почти квадратный в плане кузов лоснится черным лаком. Глубоко посаженные,  сдвоенные фары следят за тобой. Только представьте:  с 1973 года этот красавец колесил по дорогам штата Техас, а теперь я сижу за его рулем в Питере, на берегу Обводного канала. От работы пятилитрового восьмицилиндрового двигателя вибрирует весь кузов, его бурлящее ворчание наполняет собой  зал. Прикасаться к педали газа даже жутко: чувствуешь себя так, словно держишь палец на курке гранатомета — одно движение, и произойдет нечто подобное яростной вспышке взрыва. На самом деле вас просто впечатает в сиденье, заложит уши, и захочется нецензурно вопить в восторге от безумного ускорения. Но это все лирика.

 

На первом плане — «кадиллак-эльдорадо» 1971 года, за ним — «ниссан-200SX», в народе — «карманная машина для дрифта», подготовленный для соревнований.

В былые времена меня бы близко не подпустили к этой машине. Во всяком случае на какой-нибудь выставке оставалось бы просто глазеть из-за бархатного шнура и фотографировать без вспышки. Да и когда были эти выставки? Один из последних анклавов автоискусства, где можно было посмотреть американскую классику, музей в Выборге, пал под натиском финансовых проблем. Закрылась экспозиция в «Ленэкспо». И тишина.

 

Никто не спорит, всегда существовали мастерские, занимающиеся реставрацией, но они были закрыты для любопытствующих, обслуживая Корейко нашего времени. Названия этих местечек автофанаты шептали друг другу на ухо и наперебой врали, что им удалось что-то где-то подглядеть. Но теперь со всей ответственностью могу заявить: ситуация кардинально изменилась. Я нахожусь на территории газгольдера 1858 года постройки, под куполом которого раскинулась ремзона, она же выставочный зал компании «Автовозрождение». Здесь профессионалы восстанавливают и модернизируют классику зарубежного автопрома. Сюда же может попасть любой желающий приобщиться к миру ретроавто, понаблюдать за рабочим процессом, пофотографировать, посидеть за рулем... И что характерно — абсолютно бесплатно!

 

«Мустанг-фастбэк» 1965 года — тот самый, снимавшийся в классическом американском фильме «Детектив Буллитт».

«Вечерний Петербург» поспешил встретиться с директором компании Даниилом Девяткиным, дабы узнать, почему мастерская превратилась в музей.

 

— Даниил, ваша мастерская — первая стала широко доступной для посещений. Чем это продиктовано?
— Во-первых, опытом и, во-вторых, что является следствием первого — бизнес-необходимостью. Будучи менеджером проектов, я регулярно сталкивался с тем, что отсутствие социальной инициативы приводило к упущению возможностей в развитии. Редкие автомобили и принцип «урвал куш и доволен» несовместимы. Чтобы иметь возможность предоставлять услуги в этой сфере — от обслуживания, восстановления «под ключ» до продаж профильных авто, — необходимо находиться в постоянном диалоге с общественностью. Пусть люди приходят, смотрят, знакомятся с машинами, друг с другом. В конечном счете мы делаем то, чем никто не занимается, в том числе и государство: просто показываем историю автомобилестроения всем желающим, при этом позволяем наблюдать за самим процессом восстановления. Не беря за это денег.

«Ягуар» 1959 года — этот седан совсем скоро будет возить свадьбы.

— Какова же жизнь «американцев» в России?
— Владеть несложно: эти машины неубиваемы, там практически нечему ломаться, запчасти оперативно доставляются из Финляндии и США. Привезти из Штатов такой автомобиль тоже достаточно легко, особенно учитывая налаженную логистику. Но вот растаможить и получить «человеческие» документы — уже проблема. Как правило, при ввозе в Россию они получают статус «культурная ценность» — т. е. не имеют права передвигаться по дорогам общественного пользования. Таким образом, «на выходе» мы получаем дорогую игрушку. Хотя этот вопрос активно лоббируется группой коллекционеров, и не исключено, что в какой-то степени сдвиги будут иметь место. Ведь просто стыдно: в той же Финляндии, в каких-то смешных километрах от нас, культура классических авто более чем развита! Люди на них ездят, программа поддерживается правительством. Нам же остается изыскивать останки автомобилей по просторам нашей страны и возвращать их к жизни.

 

«Остин?хили» 1967 года — «малыш» принял участие в игре «Мафия».

— Как думаете, что в принципе способен дать подобный автомобиль своему обладателю?
— Сейчас мы живем в мире типового дизайна. Все похожи на всех: даже топовые автомобили однотипны — «порше», «мерседес», «БМВ»... Однобокий бизнес-дизайн преследует человека всюду. Садясь же в подобное авто, мало того что вы получаете мощный двигатель, так и вносите в свою жизнь разнообразие — дух минувшего времени, вы словно переноситесь в семидесятые. Придя же в нашу мастерскую, вы попадете на островок западной автокультуры, совершите путешествие, для которого не нужны ни виза, ни загранпаспорт.

 

 

Беседовал Алексей БЛАХНОВ. Фото предоставлены компанией «Автовозрождение»
↑ Наверх