Приобщаясь к корням
Думаю, премьеру спектакля «Земля» на Новой сцене Александринки можно назвать одной из самых ожидаемых экспериментальных работ года
Режиссер Максим Диденко, за чьими поисками на стыке драматического и физического театра последние несколько лет с возрастающим интересом следят театралы обеих столиц, на сей раз взял за основу не литературное произведение, а фильм Александра Довженко «Земля» 1930 года выпуска. Премьерные показы пройдут 29, 30, 31 мая и 16 июня на Новой сцене Александринского театра. Репетиция спектакля «Земля»
Фото: Anastasia Blur
Максим Диденко окончил курс Григория Козлова, а получив диплом, попал в ту команду молодых артистов, которую Антон Адасинский десять лет назад набрал в России из самых разных людей по открытому кастингу. Максим Диденко — один из немногих — задержался в Театре «Дерево» и проработал с этими процветающими в Европе замечательными представителями направления physical theater целых пять лет. Затем вернулся в Россию и занялся режиссурой. Он работает преимущественно с молодыми командами и увлечен поисками оригинального театрального стиля, который отдает предпочтение именно пластическому выражению драматических сюжетов и переживаний. Для совместных работ Диденко отбирает обычно молодых драматических актеров, а то и вовсе студентов, открытых всему новому и пока еще не забывших о том, что тело может сказать гораздо больше, чем слово.
На счету Максима Диденко — работы с петербургскими и московскими студентами: спектакль «Флейта-позвоночник», поставленный с учениками Юрия Бутусова, и «Конармия», созданная в мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, обсуждались в числе самых ярких премьер последнего времени. Как и «Шинель. Балет» продюсерского центра ContArt Family, за который Диденко только что был награжден молодежной петербургской премией «Прорыв» как лучший режиссер. Причем впечатляет в них прежде всего как раз новизна, кураж «езды в незнаемое», те самые «поиски новых форм», на необходимости которых настаивал чеховский Костя Треплев.
Фильм «Земля» Александра Довженко относится к тому периоду существования советского искусства, когда выдающиеся мастера старой закваски еще верили в возможность альянса с властью и предлагали мощнейшие по воздействию произведения на актуальные темы. Фильм, где фоном для человеческих страстей становится коллективизация в украинском селе, был осужден в Стране Советов за излишний натурализм, но на самом деле представляет собой прямо-таки микеланджеловский гимн человеческому телу, которое, разумеется, укореняется в земле. Вся эта украинская история воспринимается как исключительно мифопоэтическая, но с идеологичностью у нее действительно большие проблемы. В сегодняшнем историческом контексте она выглядит невероятно актуальной, и пластическая форма, хочется надеяться, убережет ее от многих проблем.
В постановочной команде спектакля помимо композитора Ивана Кушнира, с которым Диденко работал на нескольких проектах, — художник Галя Солодовникова, художник по свету Игорь Фомин и хореограф Селия Амаде (Нидерланды). А также петербургские артисты Иван Батарев (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской), Николай Белин, Ольга Бобкова, Егор Долгополов, Филипп Дьячков, Иосиф Кошелевич, Александр Мицкевич, Игорь Мосюк, Алина Никольская, Гала Самойлова, Леонид Таранов, Алексей Фролов, Карнелина Шкарина, Софья Шустрова.
Важно: Правила перепоста материалов