Газета выходит с октября 1917 года Thursday 19 декабря 2024

«Пришлось лет десять раскочегаривать наших зрителей»

Алексей Дунаевский о финском кино и роли президента Кекконена в развале СССР

В течение четверти века сначала ленинградская, затем петербургская, а теперь публика Северо-Запада России имеет возможность изучать загадочную финскую душу с помощью самого приятного инструмента — кинематографа. 21 ноября начинается XXV, юбилейная Неделя финского кино. Это мероприятие стало популярным благодаря организаторам — Генеральному консульству Финляндии в Санкт-Петербурге, кинофонду и киноархиву Суоми и «Эльдорадио». В преддверии праздника «Вечёрка» встретилась с журналистом, киноведом и директором программ Недели Алексеем Дунаевским (на фото). Именно от его выбора зависит, какие финские фильмы будут смотреть петербуржцы.

— Алексей, каким образом начались ваши отношения с финским кино?
— Мой роман с финским кино начался… с поручения. 25 лет назад мне было страшно интересно любое кино, особенно то, о котором мы не имели ни малейшего представления. Даже французским кино я занимался с меньшим воодушевлением, чем непонятным тогда финским. Конечно, отдавая себе отчет, что надо мной подсмеиваются — ведь финское кино у ленинградских ценителей зарубежного кинематографа рождало порой высокомерное отношение. Меня постоянно сопровождали отсылки к фильму «За спичками», шутки о лесорубах и рыбной ловле, и поначалу приходилось преодолевать даже самого себя. Сегодня, вспоминая те времена, я радуюсь, что занимался финским кино «по поручению», потому что в конце концов эту миссию я полюбил.

— С чего начинали? 
— С Мики Каурисмяки. Первая неделя прошла под знаком ретроспективы его фильмов. Открывала показы картина «Хельсинки — Неаполь, всю ночь напролет». Оказалось, что это универсальное кино без какого-либо провинциального налета. На следующих неделях мы начали показывать фильмы Аки Каурисмяки. Это режиссер, который воспринимался на ура образованной частью нашей публики, но большинство оставалось равнодушным к его героям — безработным, неудачникам, отверженным, которые к тому же молчат весь фильм. Пришлось лет десять раскочегаривать наших зрителей и терпеть, пока наконец аудитория не сменилась полностью и не начались аншлаги.

Надо заметить, что финское кино стало модным не только за счет братьев Каурисмяки, но и благодаря успехам финских рок-музыкантов, о которых я  раньше имел смутное представление. Например, не знал, что один из моих любимых режиссеров — Алекси Мякеля очень хорошо известен питерским рокерам. 

«Нет уж, спасибо». Трагикомедия. Режиссер Самули Валкама. Ироничное повествование о браке, разладе в семье и сексуальных отношениях мужа и жены.

— Сегодня ситуация изменилась? 
— Кардинально. Пришел новый зритель, который не делает никакого различия между итальянским и финским кино. Высокомерие улетучилось. 

— Как можно на общем фоне охарактеризовать финское кино?
— Во-первых, финский кинематограф был и остается самодостаточным. У финнов нет намерения совершить некий прорыв к звездам. Его уже совершили братья Каурисмяки, и финское кино давно заняло достойное место в европейских арт-кинотеатрах и на фестивальном олимпе. Во-вторых, финское кино принадлежит финским зрителям. Популярность финских фильмов в национальном прокате постоянно высокая, нам о таком и не мечтается. Им не нужно воевать за своего зрителя. Финские фильмы показывают и в мультиплексах, и в кинотеатрах с одним экраном. 

Кроме того, государство по-прежнему дает на кино деньги, ничего не требуя взамен. Если картина собрала кучу денег — хорошо. Нет — тоже неплохо, значит, это очень серьезный фильм, не рассчитанный на семейный просмотр. Никого не удивляет, что главные рекорды ставят детские картины, а фильм, который забрался в глубины человеческого одиночества, собрал две копейки. 

И наконец, последнее: финский кинематограф перестал быть визитной карточкой двух режиссеров. Появились и другие короли. В первую очередь это Аку Лоухимиес и Доме Карукоски. За их фильмами гоняются все фестивали класса «А». Недавно Карукоски назвали в Америке режиссером, каждый фильм которого обязателен к просмотру. Есть еще два человека, от которых всегда ждут успеха. Это Олли Саарела и Алекси Мякеля. Последний давно снимает криминальное кино, которое ни в чем не уступает европейским стандартам. Но главное, на мой взгляд, в том, что финское кино утвердилось среди нашей аудитории. 

«Малиновая лодка беженца». Комедия. Режиссер Лейф Линдблум. Микко Виртанен — финн, с детства мечтающий жить в Швеции — стране возможностей, безопасности, свежих продуктов и группы «ABBA». И он туда попадает.

— Зрителям всегда нравятся те фильмы, которые понравились вам?
— Зрительская душа — потемки. В прошлом году я взял картину «21 способ разрушить свадьбу». Это абсолютно женское, ненавистное мне кино. Но я рискнул его взять, потому что фильм собрал сумасшедшие деньги в финском прокате. И что же произошло у нас? Полный зал! По окончании фильма три четверти зрителей остались на своих местах, чтобы пообщаться с режиссером картины. Так что порой мне приходится раскладывать сложный пасьянс, отказываясь от собственных предпочтений. Иногда лучшей оказывается картина, которую ты взял, что называется, для палитры. Например, финские комедии у нас лучше воспринимаются, чем мои любимые мрачные, жестокие финские криминальные фильмы. Кстати, в популярном сейчас жанре «скандинавский нуар» финны не уступают ни шведам, ни норвежцам. 

— В прошлом году наша публика была в восторге от фильма «Кекконен», а финны удивлялись, что мы в нем нашли… 
— Мнения сильно разделились, и я догадываюсь почему. Надо понимать, кем был президент Кекконен для нас и для них. Он находился у власти значительно дольше Брежнева, и благодаря Кекконену у наших стран были более-менее нормальные отношения. Благодаря тому же Кекконену, не побоюсь этого слова, развалился Советский Союз.

— Вот как?!
— Конечно! Это все враки, что причиной тому — Америка. Первое представление об иностранцах и «настоящей загранице» нам подарил именно Кекконен. Джинсы, диски, жвачка, авторучки и даже американские сигареты пришли в Ленинград из Финляндии. Добавьте к этому то, как выглядели финские автобусы, их водители и пассажиры. И знаменитые кримпленовые костюмы не забудьте. Так что Кекконен своей капиталистической дружбой с Советским Союзом самым откровенным образом подрывал наши основы. 

«Им удалось сбежать». Триллер. Режиссер Юкка-Пекка Валкеапяа. Неуправляемая Раиса и замкнутый в себе Йони сбегают из дома для трудных подростков, чтобы найти клад.

— Но фильм-то на самом деле не о Кекконене…
— Фильм о людях, которые совершают непонятные, зачастую ужасные поступки в ожидании Кекконена. Элиас Коскимиес — режиссер этого фильма — явно не любит Кекконена, как и многие другие финны. Во-первых, как политического деятеля, считая его очень слабым, во-вторых, за объятия с нами. «Кекконен» — это воспоминания финнов среднего возраста, которые помнят, что одним фактом своего будущего визита в провинциальный городок Кекконен мог превратить людей в свору лакеев. Мы смеемся, вспоминая самих себя, а у финнов это вызывает горечь. 

— Вы помните первые аншлаги на Неделе финского кино?
— Их невозможно забыть. Первый аншлаг состоялся в 1998 году на фильме «Король лесосплава». Мы специально покажем его еще раз в кинотеатре «Родина» в программе «Лучшие фильмы прошлых лет». Великолепно прошла «Лапландская одиссея». И совершенно сумасшедший аншлаг состоялся на фильме «Парилка жизни». Я не могу пожаловаться, у нас уже набралось большое число очень хорошо прошедших сеансов.

— В этом году Неделя проходит на четырех площадках — в «Авроре», «Великане», «Родине» и кинотеатре отеля «Англетер». На какие фильмы советуете обратить особое внимание?
— Бессмысленно задавать этот вопрос мне, потому что я отвечу: на все. Просто потому, что на Неделе финского кино мы показываем только лучшие фильмы Финляндии. Но поскольку невозможно объять необъятное, советую предварительно изучить каталог, который уже поступил во все фестивальные кинотеатры. Очень рекомендую программу «Лучшие финские фильмы прошлых лет», которая будет идти в «Родине». Там действительно каждый фильм — бриллиант. В остальном логика простая: самый важный фильм показывается первым. На XXV Неделе это будет криминальная драма «Огни городских окраин» Аки Каурисмяки. Для уик-энда мы подобрали картины, максимально соответствующие настроению в выходные дни. Серьезные фильмы покажем в будни. 

— А лично вас какой фильм задел больше других?
— Мне очень понравилась трагикомедия «Малиновая лодка беженца», показ которой завершит работу нашего фестиваля. Она высмеивает вечно настороженное отношение финнов к шведам. И наоборот. Это история о том, как финн с детства ненавидел все финское и хотел стать шведом. И вот он оказывается в Швеции, а там все не так, как он себе представлял. Но он даже это «не так» готов любить до боли сердечной. Очень сильное впечатление произвел триллер «Им удалось сбежать». Совершенно неожиданный фильм, завораживающий, обманывающий, нокаутирующий. Я думаю, здесь каждый найдет свою картину.

«Летняя пора». Мелодрама. Режиссер Инари Ниеми. История о девушках, которые пытаются забыть о житейских проблемах на отдыхе в южном финском городе Ханко.

Программа фильмов XXV Недели кино Финляндии в Санкт-Петербурге 

21 — 27 ноября

«Аврора»

21 ноября, пятница 

Большой зал

19.00 — открытие Недели кино Финляндии;

«Огни городских окраин», 16+ (криминальная драма, режиссер Аки Каурисмяки)

22 ноября, суббота

Малый зал

12.00 — «Оннели и Аннели» (детский), 6+ (режиссер Саара Кантелл)

Большой зал

17.00 — «Нет уж, спасибо», 16+ (трагикомедия, режиссер Самули Валкама)

19.20 — «Селянне», 16+ (документальный фильм, режиссер Юкка-Пекка Сиили)

23 ноября, воскресенье 

Малый зал

12.00 — «Изменения», 12+ (фильм для старшеклассников, режиссер Сами Лайтинен)

Большой зал

17.00 — «Патриот», 16+ (спортивная драма, режиссер Арто Халонен)

24 ноября, понедельник 

Большой зал

19.30 — «Летняя пора», 16+ (мелодрама, режиссер Инари Ниеми)

25 ноября, вторник

Большой зал

19.30 — «Корсо», 16+ (молодежная драма, режиссер Аксели Туомиваара)

26 ноября, среда

Большой зал

19.30 — «Им удалось сбежать», 16+  (триллер, режиссер ЮккаПекка Валкеапяа)

27 ноября, четверг

Большой зал

19.30 — «Малиновая лодка беженца», 16+  (комедия, режиссер Лейф Линдблум)

«Великан парк»

21 ноября, пятница 

Все показы — зал №5 

19.30 — «Патриот», 16+

22 ноября, суббота 

19.30 — «Огни город­ских окраин», 16+

23 ноября, воскресенье

17.30 — «Нет уж, спасибо», 16+

19.30 — «Селянне»,     16+

24 ноября, понедельник 

19.30 — «Им удалось сбежать», 16+

25 ноября, вторник 

19.30 — «Летняя пора», 16+

26 ноября, среда

19.30 — «Малиновая лодка беженца», 16+

27 ноября, четверг

19.30 — «Корсо» 

«Родина»

Ретроспектива лучших фильмов, показанных в рамках Недели финского кино 

21 ноября, пятница

19.00 — «Неприкаянные», 18+ (режиссер Аку Лоухимиес)

22 ноября, суббота

19.00 — «Крутые», 16+ (режиссер Алекси Мякеля)

21.00 — «Король наручников», 16+ (режиссер Арто Коскинен)

24 ноября, понедельник

19.20 — «Баддинг», 16+

25 ноября, вторник

19.00 — «Дорога на Рукаярви», 16+ (режиссер Олли Саарела)

26 ноября, среда

19.30 — «Король лесосплава», 16+ (режиссер Маркку Пеленен)

«Angletere Cinema Lounge»

25 ноября, вторник 

19.00. Программа короткометражных фильмов, 16+

«Селянне». Режиссер Юкка-Пекка Сиили. Документальный фильм о Финской Вспышке, как называют Селянне в НХЛ, снимался в течение года.

↑ Наверх