Про Голову из Сергиевки
Поэт и издатель Михаил Сапего открыл в Библиотеке книжной графики, что на 7-й Красноармейской улице, выставку «Про голову», посвященную одному из самых странных и загадочных памятников Петербурга
Петербургские художники представили на ней свои работы, которые посвящены одной-единственной каменной голове. Этот уникальный памятник с 1799 года находится в старинном парке Петергофа — Сергиевке, вдалеке от экскурсионных проторенных путей. Сам Сапего узнал про Голову в 1999 году из советского журнала 1931 года.
Этот уникальный памятник находится вдалеке от экскурсионных проторенных путей.
Поехал, нашел, а потом стал приглашать к Голове петербургских художников и фотографов — причем в разные времена года. Так поездки стали традиционными, а теперь вот родилась выставка. Возможно, будет и издательский проект в «Красном матросе».
Кстати, Голову в 1818 году вместе со своим другом Николаем Раевским посетил в парке юный Пушкин. Гранитное изваяние запомнилось ему и потом появилось в поэме «Руслан и Людмила»:
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
А на выставке в Библиотеке книжной графики можно увидеть старые фотографии, краеведческие путеводители и работы современных художников, которых сподвиг Михаил Сапего, — Владимира Шинкарева, Ольги, Кати и Александра Флоренских, Владимира Яшке, фотохудожника Юрия Молодковца и других.
КСТАТИ
Откуда взялась Голова, вырубленная в огромном валуне в парке Сергиевка, — точно не известно. Существует несколько версий.
Согласно одной из них, это часть памятника какому-то шведскому королю, которую шведы тащили на корабль, но не дотащили и бросили. По другой — портрет Петра I, изготовленный работником Петергофской гранильной фабрики в память о том, что царь стал крестным отцом его ребенка. Возможно, Голова была создана около 1800 года по велению императора Павла I.
Большой металлический шлем витязя крепился в отверстие на переносице. Отверстие имеется, а шлема не видел никто. После публикации «Руслана и Людмилы» к каменной Голове потянулись творческие люди, мечтающие о славе. Считается, что для удачи в творчестве надо взобраться на голову, сесть, погладить ее руками, поведать ей о своей мечте. Изпод головы бьет родник. Знающие люди советуют начинающим творцам умыть водой лицо и руки — вдохновение и придет. А затем пойти в церковь и поставить свечку.
К сожалению, с течением времени Голова уходит под землю.
Метки: Сады и парки Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов