Про людей
В Петербурге на сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской проходят гастроли одного из самых успешных столичных театров — Театра им. А. С. Пушкина. Привезли нам москвичи классику, но чрезвычайно узнаваемую: и в плане сюжета, и в плане кастинга
В нашей сегодняшней афише — спектакли двух худруков, обеспечивших этому стационару завидную стабильность на театральной карте Москвы. «Бешеные деньги» по известной комедии Островского поставил худрук предыдущий, Роман Козак, увы ушедший из жизни три года назад. Спектакль по пьесе, не менее известной в мире, — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо — создал нынешний творческий лидер Театра им. Пушкина Евгений Писарев, он же и сыграл в нем главную роль.
Собственно, человеческие комедии и при том и при другом лидере доминировали в здешней афише. А эксперименты на этой сцене связаны прежде всего с попыткой привлечь к работе неожиданных, но непременно чрезвычайно знаменитых исполнителей из разряда народных любимцев. Например, при Козаке впервые за много лет вспомнил о своем актерском дипломе Николай Фоменко, совсем было переквалифицировавшийся в гонщики и телеведущие: он сыграл непрошибаемого чиновника в японской трагикомедии на двоих «Академия смеха» и даже был номинирован на «Золотую маску».
Нынче в спектакле «Бешеные деньги» (смотрите 1 и 2 июня) — про то, как юная строптивая особа Лидия в своем слепом желании поймать богатого жениха оказывается обманутой неудачливыми ухажерами, — на сцену выйдет Иван Ургант. И сыграет провинциального «медведя», который женится на упомянутой Лидии именно благодаря обману мстительных воздыхателей. Но свадьбой дело не закончится, а, наоборот, начнется. Ибо в отсутствие денег муж вовсе не покажется героине привлекательным, и тому, хоть и в статусе законного супруга, придется осваивать приемы укрощения, предписанные еще Шекспиром. Как вы думаете, сможет ли Ургант-младший добиться истинной победы и будет ли убедителен в театре так же, как в телевизоре? Вот это, между прочим, вовсе не риторический вопрос.
Кстати, стоит особо упомянуть, что в спектакле звучат песни на стихи Алексея Хвостенко (знаменитого Хвоста).
Что до второго спектакля по знаменитой итальянской трагикомедии «Великая магия» пера Эдуардо де Филиппо (смотрите 4 и 5 июня), то тут нет ни «ургантов», ни «фоменок». Зато есть штатный актер этого театра — великолепный Виктор Вержбицкий. Причем в роли, которая ему отменно к лицу: гипнотизера, врывающегося в жизнь семейной пары и переворачивающего ее вверх дном. Сюжет вроде бы банален: легкомысленной жене надоел невзрачный муж, и она бежит от него к роскошному мачо. Фишка в том, что она прибегает к помощи фокусника, а тот пытается убедить мужа, что жена его спрятана в маленькой шкатулке.
И вот тут вопрос, впечатлит или не впечатлит петербургских зрителей история, практически не стоит, потому что режиссер Евгений Писарев (он же главный актер, он же худрук) давно прославился своей способностью непошло, остроумно и неплоско ставить кассовые спектакли. Но есть вопрос другой. Дело в том, что, когда Евгений Писарев берется за хорошо сделанные комедии Рэя Куни или Кена Людвига, это одно, но сочинения Эдуардо де Филиппо к обаятельным безделкам никак не отнесешь. Когда сам де Филиппо, которого итальянцы боготворили и называли только по имени — Эдуардо (как зовут других бесконечно почитаемых ими полубогов: Микеланджело, Леонардо etc.), сочинял свои тексты и выходил с ними на сцену (в «Великой магии» он играл роль мужа, в которой перед петербуржцами явится Евгений Писарев), мир еще не оправился от кошмаров войны. Вторая мировая была фоном всего, переиграть ее не могли никакие фокусники. Сегодня мы, конечно, тоже вроде бы отлично понимаем, что «после Освенцима нельзя писать стихов», но пишем. И Евгений Писарев для пьесы Эдуардо придумал сегодняшний весьма серьезный сюжет: его обманутый муж лишь выглядит обманутым, а на самом деле все понимает и бросает вызов реальности, стараясь ее переиграть. Вопрос — переиграет ли? Не несчастный Калоджеро, конечно, а сам Писарев.