Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Проблемы ЖКХ без самих жителей не решить

Таким стал один из основных выводов круглого стола, состоявшегося в пресс-центре Балтийской медиа-группы

Круглый стол «ЖКХ: добро пожаловаться, или Ждите ответа!», проведенный «Вечерним Петербургом» в пресс-центре Балтийской медиа-группы, был посвящен совместной работе властей, журналистов, управляющих компаний (УК) с жалобами — а их на горячую линию «ЖилКомХоз» с 1 марта поступило более 2,5 тысячи.

Участники круглого стола подвергли сомнению расхожую фразу «Все зло в ЖКС». Все вынуждены жить в одном правовом поле, а оно, увы, несовершенно


Вcе они были переданы в администрацию города, в жилищный комитет, в ЖКС и в прокуратуру еще в начале июня. Прошло полтора месяца, и мы пригласили их представителей на круглый стол. Пришли самые неравнодушные из администраций пяти районов города — Петроградского, Центрального, Калининского, Василеостровского и Выборгского — и представитель прокуратуры. От лица жителей выступили председатели ТСЖ. Одному из них, Рафаэлю Мухамедову, председателю ТСЖ дома №10 по Пушкинской улице, чьи жители 8 лет страдают от грязной воды, участники круглого стола посоветовали обратиться в прокуратуру. Тем более заключение Роспотребнадзора по некачественной воде у жителей есть.

К сожалению, более десятка городских ЖКС проигнорировали наши приглашения, за исключением УК «Проминвест» (ЖКС-1 Кировского р-на, ЖКС-2 Центрального р-на и ЖКС-1 Красногвардейского р-на), которая сама активно выходит на сотрудничество с прессой. Все бы так работали! Но, увы… Во время круглого стола не удалось дозвониться в ЖКС-3 Центрального района, хотя уже позже его глава Елена Сербинова дозвонилась  нам сама, извинилась и выразила готовность разобраться с жалобами жителей. Очевидно, бойкот ЖКС круглого стола связан с нежеланием разбираться в многочисленных жалобах жителей на зашкаливающие счета по отоплению в июньских квитанциях. 

Во время круглого стола журналисту «Вечёрки» удалось дозвониться в УК РСУ Приморского района по поводу жалобы местной жительницы Арины на высокую плату за май, превышающую апрельскую. С трудом, но объяснений все же удалось добиться: в июньской квитанции стояла плата за апрель, а за май предлагалось платить в июле! А потом три месяца отдыха, а не четыре, как утверждал глава жилищного комитета Валерий Шиян. Еще в июне он грозился журналистам «разобраться вплоть до судебных приставов» с ответственными за летние поборы за отопление, однако на круглый стол не прислал ни одного представителя. 

Вообще в отношениях между УК и жителями все поставлено с ног на голову — жители идут туда как просители, а УК ведут себя как хозяева. Но должно быть наоборот: ведь это жители — собственники, а УК — нанятые ими работники, которые обязаны перед собственниками отчитываться. И здесь уже жителям надо научиться чувствовать себя хозяевами и требовать, защищая свои права.

Что мешает коммунальщикам рассчитать платежи за отопление в срок, что мешает установить современные узлы учета? Каковы результаты работы мобильных групп — об этом говорили участники круглого стола. Мы постарались отразить наиболее острые моменты беседы. 

«Помогите разобраться!»

Главный редактор газеты «Вечерний Петербург», ведущий круглого стола Константин Миков, чтобы задать тон дискуссии, зачитал жалобы жителей: 

— «Помогите разобраться! Была приобретена квартира в Московском районе. Дом не был вовремя сдан в эксплуатацию. Мы въехали на полтора года позже, и нас заставляют оплачивать коммунальные счета за эти полтора не прожитых в квартире года». 

«В Выборгском районе отопление отключили в апреле. В мартовской квитанции было написано самое большое количество гигакалорий: в четыре раза больше, чем в ноябре прошлого года. Бухгалтерия ничего не разъясняет». 

УК слишком вольно себя чувствуют, поэтому весной президент призвал навести порядок в сфере ЖКХ, было дано распоряжение создать мобильные группы по поводу жалоб, связанных прежде всего с пересчетом квитанций. Каких результатов они достигли? 

Валерий Сапожников, первый заместитель главы Петроградского района: 

— Мобильные группы — хлесткий термин. Но если мы хотим решать реальные проблемы, то нужны новые технологии и хорошо продуманные законы. Идеи же о том, что некие группы из активистов домовых советов будут ходить по подвалам и снимать там показания счетчиков, чтобы вывести на чистую воду нечистоплотных жилищников, в Петроградском районе не проходят. У нас все узлы учета по теплу — бесконтактные, без циферблатов, и тот прибор, который снимает давление, температуру, объем воды, считает гигакалории, по размеру напоминает спичечный коробок с антенной. Информация с него бесконтактным образом через радиоканал поступает на сервер организации, которая занимается эксплуатацией этих узлов учета и снабжает этой информацией управляющую компанию. 

Поэтому для контроля показаний мы вывели эти информационные каналы параллельно по каждой из ЖКС на сервер администрации. И теперь можем отслеживать потребленные гигакалории по каждому дому хоть каждый день. И мы сделали для себя вывод, что все-таки наши теплоэнергетики давали тепло по температурному графику. 

Всего в Петроградском районе — 104 котельные, в том числе 94 компьютеризированные. Каждая обслуживает 8 — 10 домов, в каждой — свой узел учета. Сравнив тепло из котельной с теплом, которое поступает в дома, мы убедились: потерь у нас нет. 

Кстати, средний график по тарифам (на каждый месяц на время отопительного сезона ежемесячно определяется среднее количество гигакалорий) оказался даже на 10 — 15% ниже, чем кривая, рассчитанная по формуле нашего Госком-строя. В целом у нас не было претензий к управляющим организациям. 

Вообще ситуацию с повышением зимних тарифов в связи с неплатой за летние месяцы люди восприняли крайне болезненно. Кроме того, нужно учесть инерцию управляющих компаний. 

Только благодаря работе с прокурорами нам удалось сделать так, чтобы в апреле снимали показания за март, в мае за апрель и т. д. Вообще-то стояла задача снимать показания в мае за май, в апреле за апрель. В этом году мы вряд ли ее решим, но попытаемся. На самом деле уже в феврале наши УК выставляли плату за декабрь. У жителей вопрос: «Почему за май выставили счета в два раза выше, чем за ноябрь?» Да потому, что счета за ноябрь были самыми маленькими — в начале отопительного сезона было еще тепло. А в мае выставили счета за февраль — один из самых холодных месяцев. 

К. М.: — Я думаю, что в мае выставили как раз недостачу, которую требуют с управляющих компаний…

В. С.: — Но 80% обращений связано все-таки с тарифами, и это больше психологический момент, и только 20% связано с пересчетами квитанций и прочим. Видимо, дело в неготовности людей применять эти тарифы и в том, что надо платить за фактически потребленное тепло. 

К. М.: — Мобильные группы были созданы, чтобы сгладить накаленную социальную ситуацию. Но ее могло бы не быть, если бы УК вошли в эти реформы более подготовленными и не чувствовали себя безнаказанными. К примеру, сегодня звонил журналист в УК «Респект дом» Московского района. Так там, прежде чем ответить, три раза бросали трубку. А потом ответили: «Что вы сюда звоните, какое вам дело, в каком районе мы работаем?!» Вот так у нас общаются с жителями.

«Мешают пробелы в законодательстве»

Сергей Орлов, первый заместитель главы Центрального района: 

— Долгое время все возмущались, почему мы платим летом за тепло, которое не потребляем. И вот наконец было принято 354-е постановление РФ. Мы все оказались к нему не готовы: и жители, и УК. Безусловно, в деятельности УК есть просчеты, хамство и цинизм — человеческий фактор играет большую роль во всех отраслях, в том числе и в сфере ЖКХ. 

Мешают и серьезные пробелы в законодательстве, не случайно в дополнение к 354-му постановлению вышло 344-е постановление правительства Российской Федерации, с помощью которого тоже не удалось решить все вопросы. 

За холодный период и за весь период работы по 354-му постановлению правительства РФ в целом по Центральному району поступило не более 300 — 350 обращений. Из них по линии Балтийской медиа-группы с марта по конец июня мы получили 94 обращения. Проработали их все: 56 из них — по тарифам (нарушений не было), по 17 адресам мы исправили недочеты, сделали перерасчеты и направили комментарии жителям. 

К. М.: — Отрадно, что с обращениями граждан работают. К сожалению, от жилищного комитета не смог прийти ни один представитель (смех в зале). Зимой мы от них услышали, что, мол, жильцы сами должны решать проблемы с УК, ну а если не могут, пусть идут в суд. Для чего тогда нам нужна исполнительная власть? Неужели житель должен сам идти сражаться с целой управляющей компанией? Вот мне в июне пришла нулевая квитанция от УК «Прямые инвестиции». Для этого я бегал целую неделю по всем адресам нашей УК. Не хотелось бы, чтобы вот так же были брошены наши жители.  

Олег ПОПКОВ, председатель домового комитета (Блохина, 4): 

— Мы с вами — в одном правовом поле и за последние полтора года почувствовали его «качество» на себе. Ни ЖКС, ни жители его не определяют. Я получил детальный расчет потребления холодного водоснабжения на ОДН на семи страницах и никогда бы не смог его прочитать, если бы бухгалтер мне его не разметил. Так составлено 344-е постановление. Если раньше любой из нас мог взять счетную машинку и быстренько проверить все квитанции ВЦКП, то теперь это возможно только с помощью профессионалов и при затрате огромного количества времени. Конечно, в ЖКС много зла, но не только там. 

Как известно, средняя температура по отопительному сезону — минус 1,7 оС. В этом году зима была — минус 1,8 оС. И люди уже залезали на стенку по этим платежам. В 2003 году — минус 2,3 оС. А в 41-м средняя температура — минус 7,6 оС, то есть на 6 градусов ниже средней. А что если подобная температура будет следующей зимой? Наши счета за отопление вырастут до 20 — 25 тысяч рублей? А вот в отопительный сезон- 2007/08 было на 3,2 градуса теплее, чем среднегодовая температура. Нам, жителям, кто-нибудь деньги за переплату вернул? И в фонд их никто не вложил, чтобы компенсировать те годы, когда температура будет ниже средней. Поэтому нам нужна нормальная законодательная база.

К. М.: Вот президент Путин и подписал пакет поручений правительству, чтобы разработали документы, как раз по этому поводу. А по поводу того, сколько зла собрано в управляющих компаниях и в каком количестве, нам расскажет представитель прокуратуры.

«Уголовные дела в сфере ЖКХ выросли как грибы»

Марина Николаева, старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по взаимодействию со СМИ: 

— В течение этого полугодия все силы прокуратуры были брошены на то, чтобы разобраться с проблемами ЖКХ. В итоге уголовные дела в сфере ЖКХ росли как грибы. Уже возбуждено 20 уголовных дел по всем районам города, речь идет в основном о хищении денежных средств. Все дела будут доведены до суда. Они стоят на особом контроле прокуратуры города. Кроме того, возбуждено 130 административных дел и вынесено более сотни предостережений. Но это не дает нам права чернить ЖКС и называть их злом. Много ошибок вызвано неопытностью молодых еще сотрудников. Жителям и самим нужно о себе позаботиться. Хотя бы выбрать подходящую форму управления для своего дома. Их всего три: частная, государственная (ЖКС) и ТСЖ. Последняя подходит для инициативных жителей, готовых взять на себя ответственность за эксплуатацию дома. ЖКС — более безопасны, поскольку находятся под началом администрации. Но у жителей тоже должна быть ответственность за свой дом: хотя бы не рисовать, не мусорить в лифтах, подъездах. Мы же в свою очередь готовы защитить их права. Наши рабочие группы подали в защиту граждан 97 исковых заявлений, из которых все были удовлетворены — либо судом, либо добровольно. 

Игорь Ермолаев, директор ГУ «Жилищное агентство Калининского района»:

— Необходимо применять и новые инженерные решения. Люди жалуются, что вынуждены платить в холодные месяцы по завышенному тарифу за отопление, соответственно требуют качественных услуг. Дома у нас старые, отопительные системы несовершенные. Зачастую на первых этажах жарко, а верхние этажи промерзают. Одно из решений этой проблемы — установка в домах насосов с автоматизированной системой управления, которые значительно улучшают качество отопления квартир в зависимости от температуры воздуха на улице. Стоимость такой модернизации не столь высока: от 100 000 до 200 000 рублей — окупается за один отопительный сезон. Мы это проверили на примере одного из домов ТСЖ на Гражданском проспекте, оснащенного такой системой. При этом улучшаются условия жизни граждан и решаются проблемы с переплатами за отопление. Это реальная экономия. Управляющие организации в рамках этого пилотного проекта предложили адреса, где жители хотят установить у себя такие системы. К сожалению, люди у нас плохо информированы о подобных новациях. Поэтому для нас очень важно, чтобы СМИ поддержали такие проекты и как можно больше жителей о них узнали.

В. С: — Без согласия жильцов-собственников у нас руки связаны. Все инженерные сети — тепловые, водные, газовые — общедомовая собственность, и устанавливать на нее насосы, узлы учета без решения общего собрания собственников нельзя. В 2010 году, руководствуясь федеральным законом, установили узлы учета на свой страх и риск, что вошло в противоречие с Жилищным кодексом. Прокуратура уже возбудила в связи с этим несколько уголовных дел. Теперь если не будет решения собственников, то администрация даже на собственные средства не сможет установить и эксплуатировать те же насосы. При проверке ее обвинят в нецелевом использовании средств. 

Поэтому во главу угла должен быть поставлен Жилищный кодекс, согласно которому жители должны на общем собрании принять решение об установке узлов учета или насосов. Хотя бы раз в год можно же собраться и принять решение. В Петроградском районе нам удалось почти все дома оснастить узлами учета. И все это ради благой цели: оплачивать только то тепло, которое поступает в дом. 

К. М.: — Я давно не слышал, чтобы ЖКС собирали кворум жителей. Их не собрать в принципе. В связи с этим вспоминается вопрос, который мы задавали вице-губернатору еще в феврале: «Может, не надо вступать в эти реформы, если у нас еще ничего не готово?» Может, и вправду надо было сделать пилотный проект на один район, а потом уже на весь город? 

С. О.: — Здесь выход один — постоянно, методично, беспристрастно разъяснять всем с помощью наших СМИ норму закона, почему сегодня действует 354-е постановление правительства, почему принято 344-е дополнение к нему. 

К. М.: — Мы как раз два бесплатных справочника по ЖКХ выпустили за первое полугодие. Готовим третий. С сентября запускаем проект — будем готовить страницу, посвященную жизни каждого района. Думаю, есть смысл говорить об этом с точки зрения сферы ЖКХ. 

↑ Наверх