Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Прокуроры вышли на дорогу

Многочисленные проверки методом буравчика превращают автострады в дуршлаг

Прокуратура Ленинградской области выявила многочисленные нарушения, допущенные при некачественном ремонте дорог. Cумма ущерба составила 75 миллионов рублей. Однако эта цифра, скорее всего, будет расти, так как прокурорские проверки продолжаются.

Первыми под прокурорскую проверку попали Киришский, Лужский и Всеволожский районы. И везде, где брались пробы уложенного асфальта, были обнаружены нарушения. По данным проверок возбуждено 14 уголовных дел по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Комментируя эти факты, вице-губернатор Ленинградской области Георгий Богачев даже заявил, что, судя по этим цифрам, вполне может сложиться впечатление, что на дорогах Ленобласти только и делают, что воруют деньги.

По словам и. о. начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ленобласти Сергея Петриченко, проверки качества дорог прокуратура ведет уже не первый год.

— Они начались, как только стали поступать жалобы от граждан на плохое состояние дорог, а также стала расти статистика аварийности. И есть данные ГИБДД, что многие аварии произошли из-за некачественного дорожного покрытия, — отметил Сергей Петриченко.

Кто причинил мне синяк?

Между тем дорожники не согласились с такой оценкой их работы, поставив под сомнение методику проверки. Тем более оказалось, что где-то в толщине асфальтобетонного полотна не хватило 1 см, где-то просто до конца не уплотнили «дорожную одежду». По мнению строителей, все эти отклонения от норм и СНиПов не повод для того, чтобы заявлять о многомиллионных хищениях. А потому возник резонный вопрос: а может, просто кому-то выгодно нанести ущерб деловой репутации компаний-подрядчиков? Георгий Богачев высказал предположение, что, может быть, это тот самый случай, когда «меня кто-то обидел, а я, чтобы ему насолить, иду в прокуратуру писать придуманное обвинение, что он причинил мне синяк».

В свою очередь, представители прокуратуры посоветовали вице-губернатору в таком случае сходить к судебно-медицинскому эксперту, чтобы он зафиксировал факт  «физических страданий».

«Мы тоже выступаем в той же роли и констатируем только выявленные факты, которые в дальнейшем будут иметь свое продолжение», — парировал Сергей Петриченко. При этом он пообещал, что проверки на дорогах будут продолжены. Тем более что только за октябрь этого года в прокуратуру поступило еще 65 жалоб на некачественный ремонт дорог.

То ли дорога, то ли дуршлаг

Впрочем, тот факт, что мы не умеем качественно ремонтировать дороги, еще предстоит доказать в суде, а вот то, что при проведении проверок используется довольно странная методика, уже налицо. Ведь следы проверяющих можно увидеть своими глазами. В тех местах, где брались для исследования пробы асфальта или керна, на дорогах остаются дырки. Много дырок.

— При проведении проверок мы обязательно проводим кернение, после изучения проб взятого асфальта выходим на сумму ущерба. Если керн, например, должен быть 11 см, а его вытаскивают из асфальта толщиной всего 5 см, то, значит, 6 см явно недоложили, — поясняет Сергей Петриченко.

Однако, например, только в Киришском районе сотрудники прокуратуры на 5 км дорог взяли 20 проб, то есть пробы брались через каждые 200 метров пути. А вот на дороге пос. им. Морозова — Матокса на 7 км взяли уже 140 проб. Кстати, следом за прокуратурой с проверкой выходят и специалисты дорожного комитета, которые также берут свои пробы. В таком же количестве. В свою очередь подрядчики, увидев на своих дорогах проверяющих, также бросились брать свои пробы. Чтобы было чем аргументировать свою позицию во время судебных разбирательств. В итоге сколько сегодня дырок может быть сделано на участке дороги, попавшем под проверку, точно сказать не может никто.

Как заметил Георгий Богачев, складывается странная картина. Сначала дорогу дырявят на стадии приемки. Потом приходят одна проверка, вторая, третья — и каждый раз в асфальте делаются все новые и новые дырки.

— А может быть, не надо все до абсурда доводить, потому как в результате таких проверок мы можем вообще убить дорогу, от этих дырок ей реально станет нехорошо. Ведь дорога-то превращается в дуршлаг, — заметил Георгий Богачев.

Ведь никто не станет спорить, что даже заштопанная дырка все равно останется дыркой, а заплатка на асфальте рано или поздно станет ямой… Впрочем, как оказалось, ситуация на самом деле еще печальнее. Ведь после таких проверок никто дырок не заделывает. Прокуратура — не дорожная компания, ей заделывать дыры не положено по статусу. У проверяющей компании другой статус, она не производит асфальт. Разобидевшиеся дорожники тоже не хотят этого делать.

Впрочем, как заявили представители прокуратуры, если объект берется на экспертизу, то никто его целостности не гарантирует.

— Зато если суд найдет виновных в некачественно выполненных работах, то они и будут заделывать дырки в асфальте, — говорит Сергей Петриченко.

Метод буравчика вне конкуренции

Отсюда невольно возникает вопрос: почему когда мы передвигаемся по нашим дорогам, то чаще всего вспоминаем высказывания классиков литературы об их качестве? Хотя технический прогресс уже давно не стоит на месте и есть методики, позволяющие не только качественно строить дороги, но и грамотно их проверять, не делая дырок в асфальте.

Несколько лет назад мне довелось принимать участие в работе одной из комиссий по приемке отремонтированного участка дороги на трассе «Скандинавия». Эксперты сначала визуально оглядели дорогу, походили по ней, а потом кто-то предложил: а давайте как раньше — поставим на капот стакан с водой, и если вода не прольется, то, значит, дорога качественная. Чья-то горячая голова уже нашла стакан… Но вмешались представители науки, которые объяснили, что проверять качество работ дедовским способом уже стыдно. Делать это будет специальная дорожная лаборатория — автомобиль с установленными в нем умными приборами, которые прямо во время движения в режиме онлайн проверят качество дорожного полотна, его толщину, плотность, после чего и выдадут свой вердикт. «Начинка» такого автомобиля — разработка одного из НИИ. Помню, что в тот раз техника оценила качество ремонта на пятерку. Эксперты тогда пояснили, что такие автолаборатории — это сегодняшний день отрасли и что современные автотрассы по-другому проверять уже нельзя.

С той поры прошло уже несколько лет. Если это так, то почему мы до сих пор не только не научились качественно строить и ремонтировать дороги, но и не можем отказаться от бурения дырок при их проверке?

↑ Наверх